Религиозный аспект колонизации Западной Сибири
УДК 94:2(571.15) ББК 63.3(253)+86.372.81
Аннотация
Основной период освоения новых территорий Западной Сибири, располагающихся за границами Российской империи, приходится на время с конца XVIII по начало XIX в. и связан с миграционным процессами внутри старообрядчества. Было установлено, что основными причинами колонизации Западной Сибири являлись, с одной стороны, возобновление репрессивной политики по отношению к старообрядцам на Алтае со стороны государства и официальной церкви в связи с переходом Колывано-Воскресенских заводов под управление Кабинета; с другой стороны, оформление догматики внутри беспоповского течения старообрядчества. Последнее позволяло старообрядцам пересмотреть свое отношение к историческим событиям, власти, таинствам церкви. В исследовании выделены три взаимосвязанных между собой направления беспоповской мысли старообрядцев: эсхатология (учение о конце мира), экклезиология (учение о церкви), сотериология (учение о спасении). Установлено, что старообрядцы, которые являлись основателями населенных пунктов Западной Сибири — сел и деревень, относились к беспоповскому течению. Сделан вывод о том, что освоение данных территорий происходило по религиозным соображениям.
Скачивания
Metrics
Литература
Матыцин К.С. Легенда о Беловодье как фактор миграции старообрядцев в отечественной историографии // Труды IV Конгресса российских исследователей религии. Религия как фактор взаимодействия цивилизаций : сборник докладов. Благовещенск, 2018.
Журавель О.Д. Литературное творчество старообрядцев XVIII — начала XXI в. Новосибирск, 2012.
Гуляев С.И. Алтайские каменщики // Санкт-Петербургские ведомости. Прибавление. СПб., 1845. № 20-22; №27-30.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 163. Оп. 1. Д. 113.
Российская национальная библиотека (РНБ). O. XV. 15.
Белобородов С.А. Староверы горнозаводского Урала: страницы истории согласия беглопоповцев /часовенных XVIII — начала XX в. Екатеринбург, 2017.
Герасимов Б.Г. В долине Бухтармы: краткий историко-этнографический очерк // Записки Семипалатинского подотдела ЗСОРГО. Семипалатинск, 1911. Вып. 5.
Принтц А.А. Каменьщики, ясачные крестьяне Бухтарминскй волости Томской губернии и поездка в их селения и в Бухтарминский край в 1863 г. // Записки ИРГО по общей географии. 1867. Т. 1.
Традиции духовного пения в культуре старообрядцев Алтая. Новосибирск, 2002.
Ядринцев Н.М. Раскольничьи общины на границе Китая. Земледелец — дипломат и воин // Сибирский сборник. Приложение к «Восточному Обозрению». СПб., 1886. Кн. 1.
Мамсик Т.С. Хозяйственное освоение Южной Сибири: механизмы формирования и функционирования агропромысловой структуры. Новосибирск, 1989.
Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае, XVIII — нач. XX в. М., 1996.
Матыцин К.С. Старообрядческий список «Путешественника» из коллекции Солонешенского музея (Алтай) // Народы и Религии Евразии. 2019. № 1 (18).
Шитова Н.И. Традиционная одежда уймонских старообрядцев. Горно-Алтайск, 2005.
Ядринцев Н.М. Поездка по Западной Сибири и в горный Алтайский округ // Записки ЗСОРГО. Омск, 1880. Кн. 2.
Беликов Д.Н. Томский раскол. (Исторический очерк от 1834 по 1880 годы) // Известия Императорского Томского ун-та. 1900. Вып. 16.
Список населенных мест Сибирского края. Новосибирск, 1928. Т. 1.
История Алтая в документах и материалах. Конец XVII — начало XX вв. Барнаул, 1991.
Чудновский С. Л. Раскольники на Алтае (выдержки из дневника) // Северный вестник. СПб., 1890. № 9.
Булыгин Ю.С. История заселения и образования населенных пунктов // В предгорьях Алтая. Очерки истории и культуры. Барнаул ; Алтайское, 1998.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 166. Оп. 1. Д. 1.
ГААК. Ф. 12. Оп. 1. Д. 36.
Справочная книга по Томской епархии. Томск, 1914.