Культ коня в повседневной и обрядовой жизни узбеков

УДК 39(575.1) ББК 63.521(=633)

  • Адхамжон Азимбаевич Аширов Институт истории Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан) Email: adhashirov@yandex.ru
Ключевые слова: конь, тюрки, узбеки, Авеста, кочевники, легенда, притча, Камбарата, Хазрат Али, Дульдуль

Аннотация

Культ коня считается одним из самых древних культов, поэтому конь стал одним из первых символов в истории человечества. В статье освещены воззрения, связанные с культом коня в повседневной и обрядовой жизни узбеков. На основе археологических и письменных источников проанализированы взгляды и различные символы, связанные с конем, содержащиеся в «Авесте» — священной книге зороастрийцев. Древние тюрки наделяли коня божественной силой, считая его умнейшим существом, умеющим говорить и летать. Именно поэтому конь, занимающий важное место в повседневной и хозяйственной жизни тюрков, посредством сакрализации был возведён на уровень культа.

Во все времена тюрские народы почитали коня в качестве священного существа, признавая его важную роль в повседневной и обрядовой жизни. Благодаря природным качествам, особенно своей верности человеку, кони продолжают занимать особое место в традиционной культуре узбекского народа. Обратившись к устному народному творчеству, автор с научных позиций изучил мифологические воззрения и топонимы, возникшие в результате сакрализации коня. Вместе с тем, опираясь на этнографический материал, подтверждено, что похоронный обряд давра солиш (буквально «круговой обход») является этнолокальной традицией, связанной с культом коня.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Адхамжон Азимбаевич Аширов , Институт истории Академии наук Республики Узбекистан (Ташкент, Узбекистан)

доктор исторических наук, профессор, заведующий центра «Этнология и антропология»

Литература

Ковалевская В.Б. Конь и всадник. М., 1972.

Аджигалиев С.И. Генезис традиционной погребально-культовой архитектуры Западного Казахстана. Алматы, 1994.

Толстов С.А. Древний Хорезм. М., 1948.

Авесто. Тарихий-адабий ёдгорлик / Аск;ар Маркам таржимаси. Тошкент, 2001.

Osman Turan. Turk cinon hakimyte mefkuresi tarihi. Gild.1, 6 bosk. Istambul. 1993.

Книга моего деда Коркута / пер. В.В. Бартольда. М.; Л., 1962.

Мирзаев Т. Алпомиш достонининг узбек вари-антлари. Тошкент, 1968.

Рахмонов Н.А. Урхун-Енисей ёдномалари ва туркий эпослар. Тошкент, 1991.

Афзалов М. И. Ўзбек эртаклари ҳақида. Тошкент, 1964.

Узбек халк достонлари. II том. Тошкент, 1957.

Орлов А. С. Казахский героический эпос. М.; Л., 1945.

Токтабай Ахмет. Конный мир казахов. Алматы, 2022.

Кабус-Намэ / перевод, статья и примечания Е.Э. Бертельса. М., 1953.

Навруз-наме / Омар Хайям; [вступ. ст. А. Самада]. Ташкент, 1990.

Шаниязов К. К этнической истории узбекского народа. Ташкент, 1974.

Azizov А. A. Cult of the Horse among the Uzbek People of the Fergana Valley // Researh Result. Social Studies and Humanities. Т. 5, Vol. 3, 2019.

Хасанов Х. Урта Осиё жой номлари тарихидан. — Тошкент, 1965.

Климович Л. И. Ислам. М., 1962.

Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая. М. ; Л., 1952.

Опубликован
2023-12-29
Как цитировать
Аширов А. А. Культ коня в повседневной и обрядовой жизни узбеков // Известия Алтайского государственного университета, 2023, № 6(134). С. 49-53 DOI: 10.14258/izvasu(2023)6-08. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282023%296-08.
Раздел
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины