Формирование советской идеологии в школе и вузах в 1920-1930-х гг. в СССР

УДК 94(47+57):301.152 ББК 63.3(2)614-72

  • Алексей Анатольевич Шмаков Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия) Email: Shmakov@vuc.unn.ru
  • Алим Маратович Абидулин Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия) Email: abidulin@imomi.unn.ru
Ключевые слова: образование, школа, вуз, высшее образование, идеология, пропаганда

Аннотация

Образование в СССР стало результатом взаимодействия социально-экономических, политических и идеологические процессов, а также революционного настроя на создание социалистического государства. Это позволило объединить регионы под единым флагом, использовать более эффективно ресурсы и сделать государство более устойчивым в международных отношениях. Революционные события и последующее образование Союза ССР послужили причиной реформирования всей системы власти в стране, вызвали необходимость изменений во всех сферах жизни, включая и образование. Высшее руководство страны понимало, что для создания, обоснования и поддержания нового общественного строя требуются титанические усилия по изменению мировоззрения населения страны, направленные на разъяснение и принятие народом целей политического руководства в развитии государства и общества.

Пропаганда коммунистических идей и советского строя в сфере образования в исследуемый период становится необходимым и эффективным инструментом в руках государства для формирования нового поколения граждан, отличающегося массовым сознанием и воспринимающим мир по представляемым ему лекалам.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Алексей Анатольевич Шмаков , Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

доцент кафедры военного учебного центра

Алим Маратович Абидулин , Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков и лингвокультурологии

Литература

Ромашина Е.Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900-1925 гг. // Гуманитарные ведомости Тульского гос. педагогического ун-та им. Л.Н. Толстого. 2020. № 3(35).

Ларин И.Н. Азбуки и буквари 1918-1930 гг. как инструмент распространения советской идеологии // Время науки. 2020. № 2.

Демидова Е.И., Захаров А.В., Ефимова Е.А. Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1920-е гг. // Вестник архивиста. 2019. № 4.

Бригадина О.В. Четыре реформы советской системы высшего образования // Университетоведение: опыт и перспективы научных исследований и преподавания : материалы республиканской научно-практической конференции. Минск, 2021.

Хабибрахманова О.А. Революционное наступление на «свободу образования», или пролетарское прочтение общественных дисциплин в 1920-е годы: от замыслов до реализации // Вестник Чувашского ун-та. 2021. № 2.

Петаченко ГА. Усиление идеологической компоненты учебного процесса в советской высшей школе в 1920-х гг. // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часошс. 2021. № 2(142).

Журавлев А.А. Формирование кафедр гуманитарных и общественных наук в высшей медицинской школе в 1920-1930-х гг. (на примере 1-го Ленинградского медицинского института) // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2014. Т. 21, № 4.

Ханова Т.Г. Разработка программ вузовской педагогики: интеграция идеологии и педагогической науки (1930-е годы) (к 110-летию Нижегородского педагогического ун-та им. К. Минина) // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3(36).

Беляева Е.Ю. Новые подходы к преподаванию истории в советской России // Шаг в историческую науку : материалы XX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Екатеринбург, 2020.

Тихомиров Н.В. Отражение борьбы за новую концепцию истории СССР в программах курсов истории для вузов (1930-е гг.) // Вестник Марийского гос. ун-та. 2021. Т. 7, № 1(25).

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917-1973 гг. М., 1974.

Сталин И.В. К первой Всесоюзной конференции пролетарского студенчества // Красная молодежь. 1925. № 5.

Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы. М., 1921.

Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет (1917-1927). 2-е изд. М., 1927.

Сверчков И. Пионер. Л., 1925.

Букварь для северных народностей / сост. В.Г. Богомаз-Тан, С.Н. Стебницкий. М., 1927.

Зеленый шум : хрестоматия для трудовой школы. 3 и 4 годы обучения / сост. Е.Е. Соловьева, В.И. Волынская и др. М., 1925.

Воскресенский В., Павловская Р. Букварь для сельских школ грамоты. М., 1933.

Афанасьев П.О., Костин Н.А. Букварь. М., 1934.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Основы политико-просветительной работы. Т. 7. М., 1959.

Нам пишут. Голос окончившего // Красная молодежь. 1925. № 5(9).

Давно пора // Красное студенчество. № 21. 1930.

Опубликован
2023-12-29
Как цитировать
Шмаков А. А., Абидулин А. М. Формирование советской идеологии в школе и вузах в 1920-1930-х гг. в СССР // Известия Алтайского государственного университета, 2023, № 6(134). С. 44-48 DOI: 10.14258/izvasu(2023)6-07. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282023%296-07.