Indo-Iranian Religious Complex of the Worldview of Andronov Cultural-Historical Community Tribes: Historical Background and Actual Interpretations

  • П.К. Дашковский Altai State University (Barnaul, Russia) Email: dashkovskiy@fpn.asu.ru
  • Н.С. Гончарова Altai State University (Barnaul, Russia) Email: znsgns_p@mail.ru
Keywords: Andronov cultural historical community, Indo-Iranian religious complex, historiography

Abstract

The article deals with the particular reconstruction of worldview historical and cultural community of Andronov tribes in the identification of the Indo-Iranian elements of the complex of beliefs and practices. The significant emphasis is made on the formation and development of this field of science as a separate methodological line of investigation. The article presents a detailed historiographical analysis of the works of Russian scientists, who linked the formation of Andronov cultural-historical community with the migration of Indo-Iranian peoples. A detailed analysis is given to the results of long-term research of E.E. Kuzmina, which are reflected in a number of her works devoted to the reconstruction of worldview of Andronov’s culture with the help of the Indo-Iranian mythology. The paper includes the analysis of sources in the works of modern researchers, such as Y.I. Mikhailov, I.V. Kovtun and others. Particular attention is paid to the discussion of the concept and special interpretations of some of the images of art and the funeral rites of “Andronov culture”. The work is comclud-ed with the prospects of using the Indo-Iranian religious complex in the study of worldview of Andronov.

DOI 10.14258/izvasu(2015)4.1-13

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Author Biographies

П.К. Дашковский, Altai State University (Barnaul, Russia)
доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований 
Н.С. Гончарова, Altai State University (Barnaul, Russia)
хранитель фондов музея археологии и этнографии Алтая, ассистент кафедры политической истории

References

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материльная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. - М., 1994. Л., 1927.

Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае // Материалы по этнографии. Вып. 2. Т. 3. -

Теплоухов С.А. Андроновская культура // Сибирская советская энциклопедия. - Новосибирск , 1929. - Т. 1.

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. - М., 1951.

Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // Материалы и исследования по археологии. - № 48. - М. ; Л., 1956.

Формозов А.А. К вопросу о происхождении андроновской культуры // Краткие сообщения Института истории материальной культуры (КСИИМК). - Вып. 39. - 1951.

Мартынов А.И. Андроновская культура. Древняя Сибирь. - Улан-Удэ, 1964.

Максименков Г.А., Мартынов А.И. Андроновское время в Южной Сибири // История Сибири. - Л., 1968. - Т. 1.

Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. - Новосибирск, 1985.

Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. - М. ; Л., 1960.

Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 3: Андроновская культура на Верхней Оби // Из истории Сибири. - Вып. 11. - Томск, 1973.

Хлобыстина М.Д. Некоторые особенности андроновской культуры Минусинских степей // Советская археология (СА). - 1973. - № 4.

Максименков Г. А. Андроновская культура на Енисее. - Л., 1978.

Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения хребта Каратау. - Алма-Ата, 1977.

Марьяшев А.Н., Рогожинский А.Е. Наскальные изображения в горах Ешкиольмес. - Алма-Ата, 1991.

Новоженов В.А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии. - Алма-Ата, 1994.

Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. - М., 2010. - Т. I.

Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. - М., 2010. - Т. II.

Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Манда-лы I-IV. - М., 1989.

Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы V-VIII. - М., 1999.

Елизаренкова Т.Я. О Соме в Ригведе // Ригведа. Мандалы IX-X. - М., 1999.

Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. - М., 1999.

Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Мир вещей по данным «Ригведы» // Ригведа. Мандалы V-VIII. - М., 1999.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. - М., 1996.

Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. - М., 1992.

Лелеков Л.А. Индоиранская идеология между первобытностью и раннеклассовым обществом (по материалам Ригведы и Авесты) // Идеологические представления древнейших обществ. - М., 1980.

Авеста в русских переводах (1861-1996) / сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И.В. Рака. - 2-е изд., исправл. - СПб., 1998.

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - М., 1974.

Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. - М., 1998.

Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. - М., 2007.

Дьяконов И.М. История Мидии: От древнейших времен до конца IV в. до н.э. - М. ; Л., 1956.

Кузьмина Е.Е. Образ Митры в искусстве степей Евразии, Индии и Ирана во II - начале I тыс. до н.э. и лингвистические данные // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. - СПб., 2012. - Кн. 1.

Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. - М., 1977.

Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. - М., 1985.

Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Сая-но-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). - Барнаул, 2011.

Дашковский П.К. Структурализм и археология: теоретико-методологические основы мировоззренческих реконструкций в скифо-сакской номадологии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии / под ред. П.К. Дашковского. - Вып. VII. - Барнаул, 2014.

Михайлов Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). - Кемерово, 2001.

Усманова Э.Р., Ткачев А.А. Головной убор и его статус в погребальном обряде (по материалам андроновских некрополей) // ВДИ. - 1993. - № 2.

Усманова Э.Р. Сакральный архетип «мировое дерево» в погребальном обряде андроновских племен (по материалам могильника Лисаковский) // Комплексные общества Центральной Евразии в III-I тыс. до н.э. - Челябинск., 1999.

Усманова Э.Р. Могильник Лисаковский 1: факты и параллели. - Караганда ; Лисаковск, 2005.

Рогожинский А.Е. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. - Алма-Ата, 2011.

Ковтун И.В. Конь и лыжник // Труды музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. - Т. IV. - Томск, 2012.

Ковтун И.В. Сейминско-турбинские древности и индоарии // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2012. - № 4.

Дашковский П.К., Гончарова Н.С. Методологические подходы к изучению мировоззрения населения Юж- Индоиранский религиозный комплекс в мировоззрении племен. ной и Западной Сибири эпохи палеометалла: историографический аспект // Известия Алт. гос. ун-та. - 2013. - № 4/1 (80).

Дьяконов М.М. Очерк истории Древнего Ирана. - М., 1961.

Дьяконов И.М. Арийцы на Ближнем Востоке: конец мифа // Вестник древней истории (ВДИ). - 1970. - № 4.

Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // ВДИ. - 1982. - № 3.

Дьяконов И.М. Прародина индоевропейцев (по поводу книги Е.Е. Кузьминой «Откуда пришли индоарии?» М., 1994) // ВДИ. - 1995. - № 1.

Кузьмина Е.Е. Древнейшая фигурка верблюда из Оренбургской области и проблема доместикации бактрианов // СА. - 1963. - № 2.

Кузьмина Е.Е. Древнейшие свидетельства доместикации лошади и применения колесного транспорта в связи с вопросом о времени и месте формирования индоевропейской общности // Доклады и сообщения делегации СССР на VIII Международном конгрессе доисториков и протоисториков в Белграде. - М., 1971.

Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье. - М., 1977.

Кузьмина Е.Е., Смирнов К.Ф. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. - М., 1977.

Кузьмина Е.Е. Андроновское искусство: образы коня и верблюда // Международная конференция по первобытному искусству. - Кемерово, 1998.

Кузьмина Е.Е. Лингвистический и археологический аспекты проблемы происхождения и расселения индоиранских народов // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. - М., 1984.

Кузьмина Е.Е. Культурная и этническая атрибуция пастушеских племен Казахстана и Средней Азии // ВДИ. - 1988. - № 2.

Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг. - М., 2008.

Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. - СПб., 2007.

Аскаров А.А. Арийская проблема - новые подходы и взгляды // История Узбекистана в археологических и письменных источниках. - Ташкент, 2005.

Кирюшин Ю.Ф. Культ коня у народов Казахстана и Западной Сибири в древности // Валихановские чтения. - Кокшетау, 1992.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. - М., 2004.

Ковтун И.В. Праобраз Варуны на кинжале из Сеймы // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе : сборник статей. - Барнаул, 2013. - Вып. VI.

Иванчук В.В., Михайлов Ю.И. Обряд кремации и андроновская погребальная архитектура: проблемы культурно-исторической интерпретации) // Северная Евразия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. - Барнаул, 2002.

Генинг В.Ф. Могильник Синташта и проблемы ранних индоиранских племен // СА. - 1977. - № 4.

Аркаим: Исследования, поиски, открытия. - Челябинск, 1995.

Епимахов А.В. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. - Челябинск, 2002.

Шер Я.А. К интерпретации сюжетов некоторых петроглифов Саймалы-Таша // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. - Л., 1978.

Кукушкин И.А. К проблеме андроновского «арийства» // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура : сборник научных трудов / под ред. Ю.Ф. Кирюшина, А.А. Тишкина. - Барнаул, 2002.

Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.М. Наскальные изображения урочища Тамгалы. - Алма-Ата, 1985.

Потемкина Т.М. Динамика мировоззренческих традиций южнотаежного Тоболо-Иртышья (от энеолита до средневековья) // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Памяти В.Н. Чернецова. - М., 2006.

Горячев А.А., Егорова Т.А. Художественное своеобразие и семантический анализ образов «солнцеголовых» эпохи бронзы урочища Тамгалы в свете материалов письменной и изобразительной традиций древних цивилизаций // История и археология Семиречья. - 2011. - № 4.

Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. - М., 1980.

Шер Я.А. Петроглифы - древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии. - Вып. 2. - Кемерово, 1997.

Косарев М.Ф. Древняя история Западной Сибири: природная среда и человек. - М., 1991.

Рудковский И.В. Андроновский орнамент как система // Вопросы периодизации археологических памятников Центрального и Северного Казахстана. - Караганда, 1987.

Рудковский И.В. Некоторые результаты реконструкции андроновской орнаментальной грамматики // Актуальные проблемы методики западносибирской археологии. - Новосибирск, 1989.

Михайлов Ю.И. Семантика андроновской орнаментации // Проблемы археологии скифосибирского мира (социальная структура и общественные отношения) : тезисы докладов. - Кемерово, 1989. - Ч. II.

Михайлов Ю.И. Орнамент андроновского керамического комплекса (проблемы анализа и интерпретации) : автореф. дис.. канд. ист. наук. - Кемерово, 1990.

Сенчилов А.П. Геометрический орнамент эпохи бронзы: проблемы локальной идентификации : автореф. дис.. канд. ист. наук. - Кемерово, 2000.

Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. - Фрунзе, 1986.

Кукушкин И.А. Некоторые аспекты семантики андроновского (федоровского) орнамента // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. - Барнаул, 2003. - Кн. I.

Хлобыстина М.Д. К вопросу о биритуальных обрядах в андроновских могильниках // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. - Кемерово, 1976.

Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». - М., 1972.

Михайлов Ю.И. Собака в ритуальной практике андроновского населения // Маргулановские чтения : материалы конференции. - М., 1992.

Михайлов Ю.И. Ритуальная символика женских погребений синташтинского и андроновского времени // Археология Южной Сибири. - Вып. 23. - Кемерово, 2005.

Михайлов Ю.И. Культурно-экологические характеристики образов древней сибирской мифологии // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова. - Кемерово, 2011.

Сотникова С.В. Об отражении близнечного культа погребальном обряде андроновского населения // Вестник Пермского университета. История. - 2013. - Вып. 1 (21).

Сотникова С.В. Андроновский (федоровский) обряд кремации: к реконструкции ритуала // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири : сборник научных трудов / под ред. Ю.Ф. Кирюшина и А.А. Тишкина. - Барнаул, 2003.

Михайлов Ю.И. Образ «чудесной упряжки» и символика движения-перемещения в культурных традициях юга Западной Сибири и Центральной Азии // Первобытная археология. Человек и искусство. - Новосибирск, 2002.

Михайлов Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири в эпоху бронзы : дис.. д-ра ист. наук. - Кемерово, 2004.

Ковтун И.В. Предыстория индоарийской мифологии. - Кемерово, 2013.

Ковалева В.Т., Шилов С.Н. Праобраз Индры: об интерпретации антропоморфного изображения на сосуде // Вопросы археологии Урала. - Вып. 24. - Екатеринбург, 2002.

How to Cite
Дашковский П., Гончарова Н. Indo-Iranian Religious Complex of the Worldview of Andronov Cultural-Historical Community Tribes: Historical Background and Actual Interpretations // Izvestiya of Altai State University, 1, № 4/1(88) DOI: 10.14258/izvasu(2015)4.1-14. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282015%294.1-14.