Частный капитал в процессе железнодорожного строительства в Туркестане (70-е гг. XIX - начало XX в.)

УДК 94(575.4):625.1 ББК 63.3(5Тур)+39

  • Ирина Борисовна Бочкарева Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Ключевые слова: Российская империя, Туркестан, частная инициатива, железные дороги, модернизация

Аннотация

Государство и частный капитал, преимущественно иностранный, являлись основными акторами в процессе создания российской железнодорожной сети в пореформенный период. В то же время в Туркестане российское правительство долгое время сознательно сдерживало частные инициативы в сфере железнодорожного строительства, не давая частному капиталу наряду с государством приобрети качества актора. Хотя правительство придерживалось курса на строительство железных дорог в регионе на средства казны, с 1870-х гг. в его адрес регулярно поступали ходатайства на право создания железных дорог на условиях частной концессий. В статье рассматривается содержание частных железнодорожных проектов и характер концессионных прав, которые запрашивали предприниматели у правительства. Следует вывод о том, что в большинстве своем эти проекты предваряли решения государства о строительстве той или иной железнодорожной линии в Туркестане, как в случае с продлением линии Закаспийской железной дороги от Самарканда до Ташкента и Андижана. В этом отношении частная инициатива играла роль своего рода фактора в процессе принятия государством решений о дальнейших направлениях развития железнодорожной сети региона.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Ирина Борисовна Бочкарева, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

кандидат исторических наук, доцент кафедры востоковедения

Литература

Гиндин И.Ф. Государственный банк и экономическая политика правительства. М., 1960.

Акторы российской имперской модернизации (XVIII - начало XX в.): региональное измерение. Екатеринбург, 2016.

Тогаева А.З. Дорога Ташкент - Оренбург и ее место в социально-экономической жизни Туркестана : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2010. URL: http://netess.ru/3istoriya/269295-1-6251-575-09-togaeva-anoroy-zayniddinovna-zheleznaya-doroga-tashkent-orenburg-mesto-socialno-ekonomicheskoy-zhizni-tur.php.

РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 954. Оп. 1. Д. 126.

РГИА. Ф. 268. Оп. 1. Д. 230.

Письмо министра путей сообщения генерал-лейтенанта графа А.П. Бобринского в Министерство иностранных дел о проекте Ф. Лессепса. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Indien/XVIII/1780-1800/Russ_ind_19/41-60/58.phtml?id=15830.

Бочкарева И.Б. Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана // Известия Алтайского гос. ун-та. 2019. № 5(109).

Вестник финансов, промышленности и торговли. 1892. № 39.

Путеводитель по Туркестану и железным дорогам Среднеазиатской и Ташкентской / под ред. А.И. Дмитриева-Мамонова. СПб., 1913.

Витте С.Ю. Собрание сочинений и документальных материалов. Т. 1, кн. 2, ч. 2. М., 2006.

РГИА. Ф. 268. Оп. 3. Д. 695. О соединении Сибирской железной дороги со Среднеазиатской (1898-1903 гг.).

Опубликован
2020-11-30
Как цитировать
1. Бочкарева И. Б. Частный капитал в процессе железнодорожного строительства в Туркестане (70-е гг. XIX - начало XX в.) // Известия Алтайского государственного университета, 2020. № 5(115). С. 13-18. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282020%295-01.