Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана

УДК 94(575.4):625.1 ББК 63.3(5Тур)+39.2

  • Ирина Борисовна Бочкарева Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Ключевые слова: Российская империя, Туркестан, Закаспийская военная железная дорога, Ташкентская дорога, модернизация

Аннотация

С присоединением к Российской империи обширных территорий Туркестана перед центральной и местной администрацией встали задачи налаживания управления регионом, обеспечения безопасности в свете соперничества с Великобританией за сферы влияния во Внутренней Азии, а также его экономического освоения, чтобы новая колония приносила империи в перспективе выгоду не только военно-стратегического характера. Необходимым условием закрепления России в Туркестане и его модернизации должно было стать создание сети коммуникаций, отвечающих требованиям формирующегося индустриального общества (железные дороги, пароходы, телеграф и др.). Вместе с тем железнодорожное строительство в Туркестане: его темпы, характер финансирования, маршруты дорог — было обусловлено приоритетами политики России в регионе, среди которых военно-стратегические соображения явно доминировали над экономическим развитием. Однако, построив Закаспийскую, а затем Ташкентскую железные дороги, государство, еще не имея к началу XX в. сложившейся стратегии экономического освоения Туркестана, выступило в роли актора экономической модернизации края. Дороги стали средством экономической привязки Туркестана к России, а также одним из факторов оформления стратегии экономического развития региона в интересах метрополии, превращении его в базу хлопководства для нужд российской промышленности.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Ирина Борисовна Бочкарева, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

кандидат исторических наук, доцент кафедры востоковедения Алтайского государственного университета

Литература

Фурсов В.Н., Тестов В.Н. Возведение и функционирование Транскаспийской магистрали в 80-х — начале 90-х гг. XIX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. Вып. № 15 (158).

Волков И.В. Железнодорожные коммуникации как фактор развития Русского Туркестана // Пространство и время. 2013. № 3(13).

Тогаева А.З. Дорога Ташкент — Оренбург и ее место в социально-экономической жизни Туркестана : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2010. URL: http:// netess.ru/3istoriya/269295-1-6251-575-09-togaeva-anoroy-zayniddinovna-zheleznaya-doroga-tashkent-orenburg-mesto-socialno-ekonomicheskoy-zhizni-tur.php.

Россия: полное географическое описание нашего отечества. Т. 19: Туркестанский край / сост. В.И. Масальский. СПб., 1913.

Горшенина С. Закаспийская железная дорога: стандартизация историко-литературных и иконографических репрезентаций русского Туркестана // Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути. Париж ; Самарканд, 2013.

Обзор Сыр-Дарьинской области за 1889 г. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора. Ташкент, 1890.

Обзор Сыр-Дарьинской области за 1890 г. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора. Ташкент, 1892.

Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1905 года. СПб., 1906.

Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1907/8 годы. СПб., 1909.

Акторы российской имперской модернизации (XVIII — начало XX в.): региональное измерение. Екатеринбург, 2016.

Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 219. Оп. 1. Д. 9507.

Обзор Сыр-Дарьинской области за 1909 г. Ташкент, 1911.

Обзор Сыр-Дарьинской области за 1913 г. Ташкент, 1916.

РГИА Ф. 1396. Оп. 1. Д. 216.

Записка главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Туркестанский край в 1912 г. // Вопросы колонизации. 1913. № 12.

Опубликован
2019-11-21
Как цитировать
1. Бочкарева И. Б. Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана // Известия Алтайского государственного университета, 2019. № 5(109). С. 33-38. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282019%295-04.