Железнодорожное строительство в стратегии Российской империи по освоению Туркестана
УДК 94(575.4):625.1 ББК 63.3(5Тур)+39.2
Аннотация
С присоединением к Российской империи обширных территорий Туркестана перед центральной и местной администрацией встали задачи налаживания управления регионом, обеспечения безопасности в свете соперничества с Великобританией за сферы влияния во Внутренней Азии, а также его экономического освоения, чтобы новая колония приносила империи в перспективе выгоду не только военно-стратегического характера. Необходимым условием закрепления России в Туркестане и его модернизации должно было стать создание сети коммуникаций, отвечающих требованиям формирующегося индустриального общества (железные дороги, пароходы, телеграф и др.). Вместе с тем железнодорожное строительство в Туркестане: его темпы, характер финансирования, маршруты дорог — было обусловлено приоритетами политики России в регионе, среди которых военно-стратегические соображения явно доминировали над экономическим развитием. Однако, построив Закаспийскую, а затем Ташкентскую железные дороги, государство, еще не имея к началу XX в. сложившейся стратегии экономического освоения Туркестана, выступило в роли актора экономической модернизации края. Дороги стали средством экономической привязки Туркестана к России, а также одним из факторов оформления стратегии экономического развития региона в интересах метрополии, превращении его в базу хлопководства для нужд российской промышленности.
Скачивания
Metrics
Литература
Фурсов В.Н., Тестов В.Н. Возведение и функционирование Транскаспийской магистрали в 80-х — начале 90-х гг. XIX в. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2013. Вып. № 15 (158).
Волков И.В. Железнодорожные коммуникации как фактор развития Русского Туркестана // Пространство и время. 2013. № 3(13).
Тогаева А.З. Дорога Ташкент — Оренбург и ее место в социально-экономической жизни Туркестана : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 2010. URL: http:// netess.ru/3istoriya/269295-1-6251-575-09-togaeva-anoroy-zayniddinovna-zheleznaya-doroga-tashkent-orenburg-mesto-socialno-ekonomicheskoy-zhizni-tur.php.
Россия: полное географическое описание нашего отечества. Т. 19: Туркестанский край / сост. В.И. Масальский. СПб., 1913.
Горшенина С. Закаспийская железная дорога: стандартизация историко-литературных и иконографических репрезентаций русского Туркестана // Культурный трансфер на перекрестках Центральной Азии: до, во время и после Великого шелкового пути. Париж ; Самарканд, 2013.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1889 г. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора. Ташкент, 1890.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1890 г. Приложение к всеподданнейшему отчету военного губернатора. Ташкент, 1892.
Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1905 года. СПб., 1906.
Ежегодник Министерства финансов. Вып. 1907/8 годы. СПб., 1909.
Акторы российской имперской модернизации (XVIII — начало XX в.): региональное измерение. Екатеринбург, 2016.
Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 219. Оп. 1. Д. 9507.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1909 г. Ташкент, 1911.
Обзор Сыр-Дарьинской области за 1913 г. Ташкент, 1916.
РГИА Ф. 1396. Оп. 1. Д. 216.
Записка главноуправляющего землеустройством и земледелием о поездке в Туркестанский край в 1912 г. // Вопросы колонизации. 1913. № 12.