Основные аспекты бурятского народного праздника «Сметанная вечерина»: по материалам М.П. Данчиновой
Аннотация
Бурятский этнограф и публицист Мария Прокопьевна Данчинова (1930-1995) относится к общественным деятелям позднего советского периода. На ее творчество и жизненный путь повлияли заслуженный артист РСФСР Николай Васильевич Халбаев, выдающийся общественный деятель Бурятии Савранна Яковлевна Ербанова и другие люди. В целом Данчинова оставила большое творческое наследие. Например, ее методические рекомендации «Сметанная вечерина» представляют собой ценный, однако малоизученный историко-этнографический материал. Значимый в традиционной культуре бурят одноименный праздник посвящен встрече весны и обновлению природы. Поклонение далекой прародительнице людей Белой Лебеди прослеживается в подготовительном периоде и на протяжении всех трех циклов празднования. Сам праздник в первую очередь способствовал укреплению связей между поколениями. Его основополагающими моментами являются всеобщность прикладываемых усилий, преемственность, доверительное отношение людей друг к другу, экологическое воспитание и т.п.
Возрождение народных праздников в системе этнической идентичности и актуальности вопросов экологического воспитания молодежи очень значимо в современном обществе. Наследие М.П. Данчиновой по-прежнему остается востребовано различными творческими коллективами, заслуживает дальнейшего применения и исследования.
Скачивания
Metrics
Литература
Данчинова М.П. Сметанная вечерина (Зоохэтэй наадан). — Улан-Удэ, 1986.
Хангалов М.Н. Балаганский сборник: сказки, поверья и некоторые обряды у северных бурят. — Томск, 1903.
Тугутов И.Е. Материальная культура бурят: этнографическое исследование / предисл. А.П. Окладникова. — Улан-Удэ, 1958.
Манжигеев И.А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины. — М., 1978.
Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). — М., 1991.
Жорницкая М.Я. Традиционные танцы западных бурят (по материалам Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Иркутской области) // Сибирь: этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. — Вып. 5. — Москва ; Улан-Удэ, 1999.
Гергесова Т.Е. Бурятские народные танцы. — Улан-Удэ, 1974.
Ивинг В.П. Танцы Бурят-Монголии (к итогам декады бурят-монгольского искусства в Москве) // Театр. — 1941. — № 5.
Олзоев Б.В. Бурятская народная музыка // Очерки истории культуры Бурятии : в 2-х т. — Улан-Удэ, 1972. — Т. 1.
Куницын О.И. Ладовые особенности музыкального языка бурятской народной песни // Музыкальное творчество народов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск, 1986.
Николаева Д.А., Буксикова О.Б. Танцевальная и игровая культура бурят Приангарья: учебно-метод. пособие. — Улан-Удэ, 2001.
Жигмитова А.А. Хореографическая пластика в мистерии цам и в традиционной культуре бурят // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2017. — № 6.
Тугай А.В. Круговой танец ехор в трудах бурятских исследователей // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 4 (33-1).
Иванова А. Ехор, песни, вечерины // Полет. — 1986. — 5 ноября.
Данчинова М. Где могилка моя… // Молодежь Бурятии — 1989. — 22 июля.
Данчинова М., Николаева Д. Взявшись за руки покрепче… // Бурятия. — 1993. — 19 авг.
Николаева Д. А. Становление личности женщины в обрядах бурят Предбайкалья // Вестник Бурятского гос. ун-та. 2009. № 14.
Сайт Сангхи России от 30.05.2015 [Электронный ресурс]. — URL: www.sangharussia.ru (дата обращения: 01.09.2016).