Социальные представления педагогов о субъектах образовательного процесса в условиях модернизации системы общего школьного образования
Аннотация
В статье обоснована актуальность изучения социальных представлений педагогов о субъектах образовательного процесса в условиях реформирования системы школьного обучения. Происходящие сегодня в российском школьном образовании реформы влияют и на представления о главных действующих лицах - ученике и учителе. Описаны и объяснены результаты эмпирического исследования, направленного на изучение социальных представлений педагогов средних образовательных учреждений Алтайского края об учителе и ученике. Выделены характеристики, которые включают в себя социальные представления о реальных и идеальных субъектах образовательного процесса (ученике и учителе). Проанализирована содержательная структура социальных представлений педагогов об учителе и ученике. Проведен сравнительный анализ представлений педагогов о реальном и идеальном ученике, а также о реальном и идеальном учителе. Таким образом, по результатам эмпирического исследования сделан следующий вывод: в условиях модернизации системы общего школьного образования социальные представления педагогов отражают их отношение к социальным событиям, оказывают регулирующее и направляющее действие на их поведение.
DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-05
Скачивания
Metrics
Литература
Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - №1.
Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. - М., 1987.
Андреева Г.М. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.
Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - №6.
Якимова Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 1980-1990-х годов. - М., 1996.
Семья и брак в современном изменяющемся мире: конструирование социальных представлений : монография / под общ. ред. Е.А. Ипполитовой. - Барнаул, 2012.