Культ собаки в фольклоре и религиозно-мистических воззрениях башкир

УДК 39(470.57) ББК 63.521(=632.2)

  • Азалия Фаттаховна Илимбетова Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа, Россия) Email: ilimbetovazalia@mail.ru
Ключевые слова: башкиры, собака, культ, верования, фольклор, мировоззрение, традиции

Аннотация

Статья посвящена анализу пережитков культа собаки у башкир, которая являлась одним из почитаемых животных в их древних религиозно-мистических воззрениях. В традиционном мировоззрении башкир лежат идеи тождества и родства человека и собаки, возможности взаимного перевоплощения и отсутствия принципиальной разницы между ними — все это составляет суть древнейших представлений человека о его месте в окружающем мире. В фольклорной прозе башкир имеются мотивы о сожительстве женщины с кобелем и о возможности разрешения женщины от такого брака ребенком или щенком. В родоплеменной этнонимии башкир сохранились мотивы о происхождении отдельных групп башкир от собаки — тотема и тотемическо-го предка. В приметах, поверьях и девичьих гаданиях башкир отчетливо проступают реликты веры, что собака как мифологический родовой предок способствует продолжению рода, покровительствует семье и семейным отношениям, путешественникам, символизирует плодородие, приносит счастье и благополучие. В мифологических сюжетах и магических обрядах башкир имеются отголоски воззрений о собаке как об олицетворении души или вместилище для нее, о способности животного защищать от нечистых сил младенцев, охранять жизнь и души новорожденных. В башкирских легендах и родословных собака фигурирует как священное табуированное животное и объект поклонения. Аналогичные воззрения о собаке обнаруживаются в религиозно-мифологических воззрениях самых различных народов мира.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Азалия Фаттаховна Илимбетова, Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа, Россия)

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии

Литература

Башҡорт халыҡ ижады (далее — БХИ). Тарихи ҡобайырҙар, хикәйәттәр (иртәктәр). Өфө, 2000. Т. 5 (на башкир. яз.).

Башкирское народное творчество (далее — БНТ). Богатырские сказки. Уфа, 1988. Т. 3.

БНТ. Волшебные сказки. Сказки о животных. Уфа, 1989. Т. 4.

Мингажетдинов М.Х. Сказки Мавзифы Магафу-ровны Мингажетдиновой // Фольклор народов РСФСР Уфа, 1974. Вып. 1.

Башҡорт теленең hүҙлеге. М., 1993. Т. 1.

БХИ. Йола фольклоры. Өфө, 1995. Т. 1 (на башкир. яз.).

Салмин А.К. Традиционные обряды и верования чувашей. СПб., 2010.

Романова С.В. Собака в обрядах и представлениях тюркоязычных народов Сибири // Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб., 2000.

Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Культовые персонажи в традициях народного ислама Сибири: к изучению религиозного синкретизма в малых локальных культурных комплексах // Культурное наследие народов Сибири и Севера. СПб., 2004. Ч. 1.

Снесарев Г.П. Люди и звери (этнографические поиски в области культа животных) // Советская этнография. 1972. № 1.

Синдбад-мореход. Избранные сказки, рассказы и повести из «Тысячи и одной ночи». М., 1988.

Карпов Ю.Ю. Джигит и волк. Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа. СПб., 1996.

Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М., 1982.

Старшая Эдда. Древнеисландские песни о богах и героях / ред., вступ. статья и комм. М.А. Стеблин-Ка-менского. М., Л., 1963.

Бутанаев В.Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003.

Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург, 1995.

БХИ. Әкиәттәр. 1-се китап. Өфө, 1976 (на башкир. яз.).

Әбйәлил дәфтәре (фольклор яҙмалары) / Төҙ. Ф.А. Нәҙершина. Өфө, 2010 (на башкир. яз.).

Экспедиция материалдары-2003: Йылайыр районы / Төҙ. Г.Р. Хөсәйенова, Р.Ә. Солтангәрәева, Л.К. Сәлмәнова, Г.В. Юлдыбаева, Ф.Ф. Ғайсина, h.б. Өфө, 2006 (на башкир. яз.).

Башкирские народные сказки / зап. и перев. А.Г. Бессонова. Уфа, 1941.

Башҡорт теленең hүҙлеге. М., 1993. Т. 2 (на башкир. яз.).

Камалов А.А. Башкирская топонимия. Уфа, 1994.

Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. М., 1974.

Полевые материалы автора, 2005 г.

Илимбетова А.Ф. О пережитках культа собаки у башкир // Бельские просторы. 1999. № 10.

БХИ. Яҙма ҡисса hәм дастандар. Т. 7. Өфө, 2004 (на башкир. яз.).

Дәүләкән ынйылары. Өфө, 2008 (на башкир. яз.).

Вәлиев Д. Арғаяш башҡорттарының ауыҙ-тел ижады ҡомартҡылары // Ватандаш. 2001. № 5 (на башкир. яз.).

Башкирские шежере / сост. Р.Г. Кузеев. Уфа, 1960.

Толстов С.П. Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1935. № 9-10.

БНТ. Предания и легенды. Уфа, 1987. Т. 2.

Тюхтенева С. Алтайские найманы // Проблема этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006.

Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.

Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетин-ский. М., 1991.

Хайтун Д.Е. Пережитки тотемизма у народов Сибири и Дальнего Востока // Ученые записки Таджикского университета. Сталинабад, 1956. Т. 14.

Ким Г.Н. Истории религий в Корее. Ранние формы религий. URL: http:/world.lib.ru (дата обращения: 31.03.2022).

Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1986.

Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.

Башҡорт фольклоры. Тикшеренеүҙәр hәм материалдар. Өфө, 1995. 2 сығарылыш (на башкир. яз.).

Илимбетов Ф.Ф. Личные имена как источник при изучении древних верований башкир // Ономастика Поволжья : материалы III конференции по ономастике Поволжья. Вып. 3. Уфа, 1973.

Кусимова Т.Х. Исемдәр доньяhында. Өфө, 1991 (на башкир. яз.).

Полевые материалы автора, 2000 г.

Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.

Жанузаков Т. Социально-бытовые мотивы в казахской антропонимии // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970.

Коков Дж. Несколько поволжских и других параллелей к адыгской ономастике // Ономастика Поволжья. Уфа, 1973. Вып. 3.

Дмитриев С.В. Мотив подмены младенцев в сказках, легендах, преданиях // Фольклор народов РСФСР Фольклор и этнография. Общее и особенное в фольклоре разных народов. Уфа, 1990.

Молчанова О.Т. Мотивированные личные имена у алтайцев // Личные имена в прошлом, настоящем и будущем. М., 1970.

Дарбеева А.А. Параллельные формы личных имен у бурят // Антропонимика. М., 1970.

Хамаева А.А. К семантике антропонимов бурятских личных имен // Бурятские антропонимы и топонимы. Улан-Удэ, 1981.

Пандей Р.Б. Древнеиндийские домашние обряды (обычаи). М., 1990.

Мифы и легенды народов мира. М., 2000. Т. 3.

Салмин А.К. Система верований чувашей. Чебоксары, 2004.

Ионов В.М. Орел по воззрениям якутов // Сборник Музея по антропологии и этнографии при Импер. Академии наук. Т. 1, вып. 16. СПб., 1913.

Дьяконова В.П. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1975.

Снесарев Г.П. Реликты домусульманских верований и обрядов у узбеков Хорезма. М., 1969.

Винокурова И.Ю. Животные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции) : автореф. дис. .д-ра ист. наук. СПб., 2007.

Башҡорттарҙың им-том китабы. Дауалау hәм hаҡлау магияhы / Авт.-төҙ. Ф.Ғ. Хисамитдинова. Өфө, 2006 (на башкир. яз.).

Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир XIX-XX вв. М., 1991.

Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа, 1998.

Экспедиция материалдары-2006: Борай районы. (Материалдар hәм тикшеренеүҙәр) / Төҙ. Г.Р. Хөсәйенова, Р.Ә. Солтангәрәева, Г.В. Юлдыбаева, h.б. Өфө, 2008 (на башкир. яз.).

Һ амар, Һарытау өлкәhе башҡорттарының рухи хазинаhы. Өфө, 2008 (на башкир. яз.).

Хисамитдинова Ф.Г. Мифологический словарь башкирского языка. М., 2010.

Конаков Н.Д. О братьях наших меньших // Родники пармы : научно-популярный сборник. Вып. 6. Сыктывкар, 2001.

Алексеев Н.А. Ранние формы религии у тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1980.

Русские пословицы и поговорки / под ред. В.П. Аникина. М., 1988.

Чибиров Л.А. Аграрные истоки культа животных у осетин // Советская этнография. 1983. № 1.

Назаров П.С. К этнографии башкир // Этнографическое обозрение. 1890. № 1.

Мигранова Э.В. Традиции питания башкир-гайнинцев // Башкиры-гайнинцы Пермского края: история, этнография, антропология, этногеномика. Уфа, 2008.

Полевые материалы автора, 2001 г.

Тулвинские татары и башкиры. Этнографические очерки и тексты. Пермь, 2004.

Кудряшев П.М. Предрассудки и суеверия башкирцев // Башкирия в русской литературе. Уфа, 1961. Т. 1.

Беляев Т.С. Куз-Курпяч, башкирская повесть, писанная на башкирском языке одним курайчем и переведенная на российский в долинах гор Рифейских, 1809 года // Башкирия в русской литературе. Уфа, 1961. Т. 1.

БХИ. Мәҡәлдәр hәм әйтемдәр. Өфө, 1980 (на башкир. яз.).

Даль В.И. Башкирская русалка // Башкирия в русской литературе. Уфа, 1961. Т. 1.

Игнатович А.Л. Башкирская Бурзянская волость // Оренбургские губернские ведомости. 1862. № 6-9, 12.

Рычков П.И. Описание пещеры, находящейся в Оренбургской губернии при реке Белой, которая из всех пещер, в Башкирии находящихся, за славную и наибольшую почитается // Исследователи-путешественники о Башкортостане. XVIII век. Уфа, 2007.

Галяутдинов И.Г. «Тарих нама- и булгар» Таджетдина Ялсыгулова (лингво-текстологический анализ списков памятника. Грамматический очерк, лексика, сводный текст и перевод). Уфа, 1998.

Рухи мираҫ: Свердловск башҡорттарының фольклоры. Өфө, 2008 (на башкир. яз.).

Опубликован
2022-06-06
Как цитировать
Илимбетова А. Ф. Культ собаки в фольклоре и религиозно-мистических воззрениях башкир // Известия Алтайского государственного университета, 2022, № 2(124). С. 39-49 DOI: 10.14258/izvasu(2022)2-06. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282022%292-06.
Раздел
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины