Образ мифической птицы Хумай в традиционном мировоззрении башкир

УДК 398.5(470.57) ББК 86.3(2Рос.Баш)

  • Азалия Фаттаховна Илимбетова Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа, Россия) Email: ilimbetovazalia@mail.ru
Ключевые слова: Хумай, культ лебеди, женское божество, башкирская мифология, традиционное мировоззрение

Аннотация

Статья посвящена анализу образа Хумай, которая является одним из ключевых персонажей в устном народном творчестве башкир. В мифологии башкир Хумай выступает в роли птицы-лебеди, владычицы птичьего царства, обладающей даром перевоплощения. Хумай-лебедь — божественная птица. Она не только дочь Солнца и солярного божества Самрау, но и сама является воплощением солнца. Как супруга героя-первопредка и бога-демиурга Урал-батыра Хумай дарит ему небесного коня Акбузата, магический булатный меч, участвует в создании природы и животного мира Южного Урала, ведет активную борьбу с демоническими силами. В мифологии Хумай признается праматерью башкир. В устной словесности башкир обнаруживаются пережитки рассуждений о птице Хумай как о благодетельнице людей. Как богиня-мать Хумай оказывает покровительство созданию и сохранению семейных отношений, плодовитости женщин, является заступницей рожениц. В устном народном творчестве башкир Хумай выступает покровительницей героев, дарительницей счастья и богатства, а также может переродить человека в новом качестве. Образ женского божества Хумай/Умай имеется в мифологии широкого круга народов мира.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Азалия Фаттаховна Илимбетова , Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН (Уфа, Россия)

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии

Литература

Инан А. Шаманизм тарихта hәм бөгөн. Өфө, 1998 (на башк. яз.).

Сәғитов М. Боронғо башҡорт ҡобайырҙары. Өфө, 1987 (на башк. яз.).

Галин С.А. Божество Хумай // Ядкар. 2000. № 2.

Аминев З.Г. Образ Хумай в эпосе «Урал-батыр» // Урал-Алтай: через века в будущее : материалы IV Всероссийской научной конф. Уфа, 2010. Ч. 1.

Хусаинова Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок: формулы в сравнительном освещении и сохраняемость сказки во времени. М., 2000.

Башҡорттарҙың им-том китабы. Дауалау hәм hаҡлау магияhы / Автор-төҙ. Ф.Ғ. Хисамитдинова. Өфө, 2006 (на башк. яз.).

Хисамитдинова Ф.Г. Божества верхнего мира в мифологии башкир // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. 2014. № 4.

Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа, 1995.

Котов В.Г. Женское божество Умай / Хумай: сравнительная характеристика // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-2 (68).

Салямова З.Р. Образ женщины-матери в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2019. Т. 12. № 3. URL: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.88.

Батыршина Г.Р. Лексика родинного обряда башкир (этнолингвистический анализ). Уфа, 2011.

Мамбетова В.М. Культ Тенгри и образ Хумай в тюрко-башкирской эпической литературе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7.

Башкирский народный эпос. М., 1977.

Илимбетова А.Ф. Культ лебеди у башкир // Актуальные проблемы истории и литературы Башкортостана. Уфа, 2002.

Башҡорт халыҡ ижады. Эпос. Беренсе китап. Өфө, 1972 (на башк. яз.).

Кусимова Т.Х. Исемдәр доньяhында. Башҡорт исемдәре hүҙлеге башҡорт hәм рус телдәрендә. Өфө, 1991(на башк. яз.).

Башкирское народное творчество. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных. Уфа, 1989.

Скрынникова Т.Д. Ранний архетип божества Умай // Культурное наследие народов Сибири и Севера : материалы Пятых Сибирских чтений. СПб., 2004. Ч. 2.

Занукоева Ф.Х. О мифах карачаевцев и балкарцев // Литературное наследие. Фольклор. Текстология. Уфа, 2009. Вып. 4.

Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.

Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Культура и быт. Казань, 1993.

Потапов Л.П. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник — 1972. М., 1973.

Халипаева И.А. Из мифологического пантеона кумыков: божества // Тюркология-88 : тезисы докладов и сообщений V Всесоюзной тюркологической конф. Фрунзе, 1988.

Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетин-ский. М., 1991.

Латыпов Ф.Р. Исследование этрусского и миной-ского языков на основе фоноэволюционной пратюркской гипотезы и комбинаторно-частотных методов. Уфа, 1999.

Кондыбай С. Казахская мифология : краткий словарь. Алматы, 2005.

Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв. М. ; Л., 1946.

Басилов В.Н. Умай // Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев (Жанровые и художественно-поэтические традиции). Нальчик, 1996.

Кустова Ю.Г. Традиционные представления хакасов о жизненности // Культурное наследие народов Сибири и Севера : материалы Четвертых Сибирских чтений. СПб., 2000.

Скобелев С.Г. Понятие «кут» и его принадлежности у тюрков Сибири и Средней Азии // Этнографическое обозрение. 1997. № 6.

Сем Т.Ю. Пантеон божеств и предков // История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. СПб., 2003.

Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991.

Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири : сб. статей. Новосибирск, 1984.

Дыренкова Н.П. Умай в культе турецких племен // Культура и письменность Востока. Баку, 1928. Кн. 3.

Кидиекова И.К. Ымай-хос — узор-оберег в хакасском орнаменте // Культурное наследие народов Сибири и Севера : материалы Пятых Сибирских чтений. СПб., 2004. Ч. 2.

Бурнаков В.А., Цыденова Д.Ц. Культовая атрибутика богини Умай в религиозно-мифологических представлениях хакасов (конец XIX — вторая половина XX века) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2016. № 3 (13).

Шасенем и Гарып, Касым-оглан и другие туркменские народные повести. М., 1991.

Фирдоуси. Шахнаме. М., 1972.

Рахимов Р.Р. «Язык птиц»: заметки о птичьих образах в культуре таджиков // Радловские чтения-2005. СПб., 2005.

Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991.

Потапов Л.П. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения убитого лебедя у хакасов) // Советская этнография. 1959. № 2.

Черемисин Д.В. К изучению ирано-тюркских связей в области мифологии // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Новосибирск, 1995.

Древнетюркский словарь. Л., 1969.

Цинциус В.И. К этимологии алтайских терминов родства // Очерки сравнительной лексикологии алтайских языков : сборник статей. Л., 1972.

Скобелев С.Г. Древнетюркская богиня плодородия Умай: гора и храм на Енисее // Universum Humanitarium. 2022. № 1. URL: https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-143-152.

Колесникова В.Д. Названия частей тела человека в алтайских языках // Очерки сравнительной лексикологии алтайских языков : сборник статей. Л., 1972.

Нафиков Ш.В. Тамыры уғата бороңғо башҡорт. Һайланма яҙмалар. Өфө, 2009. Т. 1 (на башк. яз.).

Аджи Мурад. Полынь половецкого поля. М., 1994.

Опубликован
2023-07-11
Как цитировать
Илимбетова А. Ф. Образ мифической птицы Хумай в традиционном мировоззрении башкир // Известия Алтайского государственного университета, 2023, № 3(131). С. 61-67 DOI: 10.14258/izvasu(2023)3-09. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282023%293-09.
Раздел
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины