Mythical Bird Humay in the Traditional Worldview of the Bashkirs

УДК 398.5(470.57) ББК 86.3(2Рос.Баш)

  • A.F. Ilimbetova Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Centre of the RAS (Ufa, Russia) Email: ilimbetovazalia@mail.ru
Keywords: Humay, swan cult, goddes, Bashkir's mythology, traditional worldview

Abstract

The article is devoted to the analysis of the image of Humay, that is one of the key characters in the oral folk art of the Bashkirs. In the mythology of the Bashkirs, Humay acts as a mythical swan bird, the mistress of the bird kingdom, possessing the gift of reincarnation. Humay-swan is a divine bird. She is not only the daughter of the Sun and the solar deity Samrau, but she herself is the incarnation of the Sun. As the wife of the the hero-ancestor and the god-demiurge Ural-batyr, Humay gives him the heavenly horse Akbuzat and the magic damask sword. She participates in the creation of nature and fauna of the Southern Urals and fights demonic forces. In mythology, Humay is recognized as the foremother of the Bashkirs. In the oral literature of the Bashkirs, remnants of reasoning about the Humay bird as a benefactor of people are found. As a mother-goddess, Humay patronizes the creation and preservation of family relationships, the fertility of women, and is the intercessor of women in childbirth. In the folk art of the Bashkirs, she acts as the patroness of heroes, the giver of happiness and wealth, and can also regenerate a person in a new quality. The image of the female deity Humay / Umay is found in the mythology of a wide range of peoples of the world.

Downloads

Download data is not yet available.

Metrics

Metrics Loading ...

Author Biography

A.F. Ilimbetova, Institute of History, Language and Literature of the Ufa Federal Research Centre of the RAS (Ufa, Russia)

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела этнологии

References

Инан А. Шаманизм тарихта hәм бөгөн. Өфө, 1998 (на башк. яз.).

Сәғитов М. Боронғо башҡорт ҡобайырҙары. Өфө, 1987 (на башк. яз.).

Галин С.А. Божество Хумай // Ядкар. 2000. № 2.

Аминев З.Г. Образ Хумай в эпосе «Урал-батыр» // Урал-Алтай: через века в будущее : материалы IV Всероссийской научной конф. Уфа, 2010. Ч. 1.

Хусаинова Г.Р. Поэтика башкирских народных волшебных сказок: формулы в сравнительном освещении и сохраняемость сказки во времени. М., 2000.

Башҡорттарҙың им-том китабы. Дауалау hәм hаҡлау магияhы / Автор-төҙ. Ф.Ғ. Хисамитдинова. Өфө, 2006 (на башк. яз.).

Хисамитдинова Ф.Г. Божества верхнего мира в мифологии башкир // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований. 2014. № 4.

Валеев Д.Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. Уфа, 1995.

Котов В.Г. Женское божество Умай / Хумай: сравнительная характеристика // Известия Алтайского государственного университета. 2010. № 4-2 (68).

Салямова З.Р. Образ женщины-матери в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2019. Т. 12. № 3. URL: https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.3.88.

Батыршина Г.Р. Лексика родинного обряда башкир (этнолингвистический анализ). Уфа, 2011.

Мамбетова В.М. Культ Тенгри и образ Хумай в тюрко-башкирской эпической литературе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 7.

Башкирский народный эпос. М., 1977.

Илимбетова А.Ф. Культ лебеди у башкир // Актуальные проблемы истории и литературы Башкортостана. Уфа, 2002.

Башҡорт халыҡ ижады. Эпос. Беренсе китап. Өфө, 1972 (на башк. яз.).

Кусимова Т.Х. Исемдәр доньяhында. Башҡорт исемдәре hүҙлеге башҡорт hәм рус телдәрендә. Өфө, 1991(на башк. яз.).

Башкирское народное творчество. Т. 4. Волшебные сказки. Сказки о животных. Уфа, 1989.

Скрынникова Т.Д. Ранний архетип божества Умай // Культурное наследие народов Сибири и Севера : материалы Пятых Сибирских чтений. СПб., 2004. Ч. 2.

Занукоева Ф.Х. О мифах карачаевцев и балкарцев // Литературное наследие. Фольклор. Текстология. Уфа, 2009. Вып. 4.

Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л., 1971.

Валеев Ф.Т. Сибирские татары. Культура и быт. Казань, 1993.

Потапов Л.П. Умай — божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник — 1972. М., 1973.

Халипаева И.А. Из мифологического пантеона кумыков: божества // Тюркология-88 : тезисы докладов и сообщений V Всесоюзной тюркологической конф. Фрунзе, 1988.

Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетин-ский. М., 1991.

Латыпов Ф.Р. Исследование этрусского и миной-ского языков на основе фоноэволюционной пратюркской гипотезы и комбинаторно-частотных методов. Уфа, 1999.

Кондыбай С. Казахская мифология : краткий словарь. Алматы, 2005.

Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII вв. М. ; Л., 1946.

Басилов В.Н. Умай // Мифологический словарь / гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., 1991.

Малкондуев Х.Х. Обрядово-мифологическая поэзия балкарцев и карачаевцев (Жанровые и художественно-поэтические традиции). Нальчик, 1996.

Кустова Ю.Г. Традиционные представления хакасов о жизненности // Культурное наследие народов Сибири и Севера : материалы Четвертых Сибирских чтений. СПб., 2000.

Скобелев С.Г. Понятие «кут» и его принадлежности у тюрков Сибири и Средней Азии // Этнографическое обозрение. 1997. № 6.

Сем Т.Ю. Пантеон божеств и предков // История и культура нанайцев. Историко-этнографические очерки. СПб., 2003.

Сагалаев А.М. Урало-алтайская мифология. Символ и архетип. Новосибирск, 1991.

Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири : сб. статей. Новосибирск, 1984.

Дыренкова Н.П. Умай в культе турецких племен // Культура и письменность Востока. Баку, 1928. Кн. 3.

Кидиекова И.К. Ымай-хос — узор-оберег в хакасском орнаменте // Культурное наследие народов Сибири и Севера : материалы Пятых Сибирских чтений. СПб., 2004. Ч. 2.

Бурнаков В.А., Цыденова Д.Ц. Культовая атрибутика богини Умай в религиозно-мифологических представлениях хакасов (конец XIX — вторая половина XX века) // Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2016. № 3 (13).

Шасенем и Гарып, Касым-оглан и другие туркменские народные повести. М., 1991.

Фирдоуси. Шахнаме. М., 1972.

Рахимов Р.Р. «Язык птиц»: заметки о птичьих образах в культуре таджиков // Радловские чтения-2005. СПб., 2005.

Дугаров Д.С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). М., 1991.

Потапов Л.П. Из истории ранних форм семьи и религиозных представлений (обычай дарения убитого лебедя у хакасов) // Советская этнография. 1959. № 2.

Черемисин Д.В. К изучению ирано-тюркских связей в области мифологии // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур. Новосибирск, 1995.

Древнетюркский словарь. Л., 1969.

Цинциус В.И. К этимологии алтайских терминов родства // Очерки сравнительной лексикологии алтайских языков : сборник статей. Л., 1972.

Скобелев С.Г. Древнетюркская богиня плодородия Умай: гора и храм на Енисее // Universum Humanitarium. 2022. № 1. URL: https://doi.org/10.25205/2499-9997-2022-1-143-152.

Колесникова В.Д. Названия частей тела человека в алтайских языках // Очерки сравнительной лексикологии алтайских языков : сборник статей. Л., 1972.

Нафиков Ш.В. Тамыры уғата бороңғо башҡорт. Һайланма яҙмалар. Өфө, 2009. Т. 1 (на башк. яз.).

Аджи Мурад. Полынь половецкого поля. М., 1994.

Published
2023-07-11
How to Cite
Ilimbetova A. Mythical Bird Humay in the Traditional Worldview of the Bashkirs // Izvestiya of Altai State University, 2023, № 3(131). P. 61-67 DOI: 10.14258/izvasu(2023)3-09. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282023%293-09.
Section
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины