Вещный мир и хозяйственно-бытовое устройство гимназий и прогимназий Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в.
УДК 94(571.16) ББК 63.3(2Рос-4Том)
Аннотация
В исторической науке уделяется мало внимания повседневной жизни дореволюционных образовательных учреждений. При этом данная тема может помочь в современном образовании. Важнейшими составляющими повседневности являются вещный мир и хозяйственно-бытовое устройство. Они составляют пространство повседневности, в котором разворачивается ее действие. Вещи в повседневности несут определённое смысловое содержание и кроме основных своих функций имеют то или иное символическое значение. В контексте данной темы можно выделить вещный мир непосредственно гимназий и прогимназий и вещный мир учеников. Устройство зданий является и важнейшим экономическим маркером. В ходе работы удалось найти такие источники, как например книга записи инвентаря Барнаульской женской гимназии М.Ф. Будкевич. Можно отметить такие предметы мебели, как стулья, столы, скамьи. Использовались как деревянные доски, так и из линолеума. В вещном мире присутствовала религия: так, в кабинетах имелись иконы. Пространство прихожей занимали зеркало, вешалки. Можно отметить серьезное влияние на вещный мир модернизации, связанной с развитием капитализма. Разнообразный вещный мир требовал определенных экономических вложений. Таким образом, важное значение имеет изучение вещного мира и хозяйственно-бытового устройства гимназий и прогимназий Томской губернии во второй половине XIX — начале XX в.
Скачивания
Metrics
Литература
Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX — начале XX в. Барнаул : Азбука, 2012. 214 с.
Литягина А.В. Светское просвещение и повседневная жизнь горожан Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. Бийск : АГАО им. В.М. Шукшина, 2014. 180 с.
Мамкина И.Н., Блинов А.В. Региональные модели управления образованием в императорской России: сибирский вариант. Чита : ЗабГУ 2020. 281 с.
Блинов А.В. Профессиональный фактор в повседневности чиновников Западно-Сибирского учебного округа (1885-1917) // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 3. С. 79-89.
Блинов А.В. Тенденции формирования учебных заведений как фактор закрепления присутствия Министерства народного просвещения на территории Западной Сибири в период отсутствия устойчивого образовательного пространства // Известия Иркутского государственного университета. 2018. Т. 25. С. 36-47.
Зубков И.В. Российское учительство: повседневная жизнь преподавателей земских школ, гимназий и реальных училищ. 1870-1916. М. : Новый хронограф, 2010. 528 с.
Бабарыкин Б.В. Инициативы регионального чиновничества по решению гимназического вопроса на Алтае (середина — конец XIX в.) // Актуальные проблемы исторических исследований : взгляд молодых ученых: сборник материалов Всероссийской молодежной научной школы-конференции (14-16 сентября 2017 г.). Новосибирск, 2017. С. 95-103.
Бегунова Е.А. Организация учебно-воспитательного процесса в мужских гимназических заведениях Западной Сибири // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 34. С. 174-181.
Головнин В.Н., Колотов Е.В., Сулимов В.С. О введении латыни и физики в женских школах Западной Сибири начала XX в. (на примере Третьей Томской гимназии) // Новая наука: проблемы и перспективы. 2016. № 9-2. С. 149-151.
Zhilkibaeva R.R. Everyday Life of the Peoples Teachers of the Russian Empire in the Second Half of 19th — Early 20th Centuries // Revista on Line de Politica e Gestao Educational, 2021. Vol. 25. N Esp. 2. 2021. P. 806-814.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 36. Оп. 1. Д. 20.
ГААК Ф. 36. Оп. 1. Д. 25.
ГААК Ф. 36. Оп. 2. Д. 15.
Сиряченко З.М. Я помню... Новосибирск : Сибирская горница, 2003. 40 с.
ГААК Ф. 45. Оп. 1. Д. 52.
ГААК Ф. 47. Оп. 1. Д. 73.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 101. Оп. 1. Д. 569.
ГАТО Ф. 101. Оп. 1. Д. 588.
Copyright (c) 2024 Евгений Дмитриевич Богданов, Михаил Константинович Чуркин

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.