Ювелирные украшения в культуре казахов: трансформация традиций в современных условиях
УДК 739.2 БКК 85.125.44
Аннотация
Ювелирные украшения на протяжении многих веков и по настоящее время представляют собой ценный материал по изучению истории народа. Они не только эстетически, но и духовно наполнены сакрально-семантическим значением, отождествлением элементов искусства с окружающим миром, представляя собой одну из форм языка, в котором общение происходит при помощи знаков и символов, заключенных не только в декоре и орнаментации, но и в самом материале.
Рассматриваются роль и место национальных украшений в современности по результатам социологического опроса, проведенного посредством анкетирования, способами личной передачи и заполнения анкет, а также системы онлайн-опроса казахского населения в интернете.
Целью опроса являлось исследование степени использования в настоящее время национальных украшений, а также понимание респондентами сакрально-символических смыслов, заключенных в них. В результате анализа материалов авторы пришли к выводу, что в национальных ювелирных украшениях среди металлов предпочтение отдается серебру, доминируют драгоценные камни, а орнаменту и сакрально-символическому значению украшений респонденты не уделяют должного внимания. В настоящее время казахским ювелирным украшениям предпочтение отдают женщины среднего возраста, приобретая изделия из серебра с драгоценными камнями, с их сакрально-символическим значением они, возможно, не знакомы.
Скачивания
Metrics
Литература
Паллас П.С. Путешествие по разным местам Российского государства по повелению Санкт-Петербургской Академии наук. T. I, ч. 3. СПб., 1773.
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы, 1996.
Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. СПб., 1881.
Аргынбаев Х.А. Историко-культурные связи русского и казахского народов и их влияние на материальную культуру казахов сер. XIX и нач. XX вв. (по материалам Восточного Казахстана) // ТИИАН Каз ССР. Алма-Ата, 1959. Т. 6.
Маргулан А.Х. Казахское народное прикладное искусство. Алма-Ата, 1986. Т. 1.
Масанов Э.А. Кузнечное и ювелирное ремесло в казахском ауле // Труды института Истории, археологии и этнографии Академии наук Казахской ССР. 1961. Т. 12.
Басенов Т.К. Прикладное искусство Казахстана. Алма-Ата, 1958.
Тохтабаева Ш.Ж. Казахские народные женские ювелирные украшения XVIII-XX вв. : дис. . канд. ист. наук. Алма-Ата, 1984.
Тохтабаева Ш.Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы, 2005.
Мамбетова А.И. Семиотика ювелирных украшений в традиционной культуре Казахстана : дис. ... канд. культурологии. СПб., 2005.
Захарова И.В., Xоджаева Р.Д. Казахская национальная одежда. Алма-Ата, 1964.
Турганбаева Ш.С. Цветовое восприятие и природные ассоциации в культуре казахов // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 5(30).
Агатаев С.З. Символика и смысловое значение орнаментов Казахстана // Сборник научных статей Института социальных исследований ИнгГУ Магас, 2016.
Альжанова Э.Е. Традиции в ювелирном ремесле Южного Казахстана в конце XIX — начале XX вв. // Этнокультурные и этносоциальные процессы в трансграничном пространстве России и Центральной Азии. Барнаул, 2016.
Egizbayeva M., Zhumatayev R. Decorative and Applied Art of the Kazakhs Narbagatai // Procedia — Social and Behavioral Sciences. № 122. 2014.
Культура и быт казахского колхозного аула. Алма-Ата, 1967.
Ибраева К.Т. Казахский орнамент. Алма-Ата, 1994.
Джанибеков У.Д. Культура казахского ремесла. Алма-Ата, 1982.
Copyright (c) 2022 Сауле Хамитовна Шалгинбаева , Ксения Евгеньевна Бояринцева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.