Рассказы мусульманских женщин Центральной Азии об «освобождении»: голос угнетенных? (1920—1930-е гг.)
УДК 94(575.1) ББК 63.3(2) 6-3
Аннотация
Автор обратился к анализу рассказов мусульманских женщин в Центральной Азии об эмансипации. Гендерная проблематика занимает важное место в рамках развивающихся в последние десятилетия постколониальных исследованиях. Вопрос о применимости подходов и аналитического языка, выработанных постколониальными критиками к исследованию советской истории, продолжает оставаться предметом дискуссий. Однако очевидно, что при исследовании некоторых сторон жизни советского общества невозможно игнорировать опыт изучения колониальных и постколониальных обществ. В частности, автор, повторяя вопрос, сформулированный в рамках постколониальных исследований, о том, могут ли угнетенные говорить, пытается ответить на него, фокусируясь на рассказах мусульманских женщин в Центральной Азии об «освобождении». Данные рассказы являлись значимой частью советского дискурса об эмансипации женщин. Обретение советскими мусульманками голоса (индивидуального и коллективного) рассматривалось как важное свидетельство успешности политики, направленной на «раскрепощение» женщин. Анализ рассказов мусульманских женщин об «освобождении» дал возможность увидеть сходство их структуры, а также то, как изменилась структура рассказов в 1930-е гг.
Скачивания
Metrics
Литература
Спивак Г.Ч. Могут ли угнетенные говорить? // Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия. Харьков ; СПб., 2001.
Конрад С. Что такое глобальная история? М., 2018.
Абашин С. Нации и постколониализм в Центральной Азии двадцать лет спустя: переосмысливая категории анализа / практики // Ab Imperio. 2011. № 3.
Адамс Л. Применима ли колониальная теория к Центральной Евразии? // Неприкосновенный запас. 2009. № 4.
Зубковская О. Применима ли и как западная постколониальная теория для анализа постсоветского феминизма (на примере категорий советского и постсоветского «востока») // Гендерные исследования. 2008. № 18.
Постсоветское сознание и postcolonial studies. От редактора // Новое литературное обозрение. 2008. № 9.
Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М., 2014.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 17. Оп.114. Д. 734.
Великий Октябрь и раскрепощение женщин Средней Азии и Казахстана. (1917-1936 гг.) : сборник документов и материалов / под ред. Астапович. М., 1971.
Parker H. Voices of the New Soviet Woman: Gender, Emancipation and Agency in Letters to the Soviet State, 19241941. PhD thesis, University of Sheffield, 2018.
Massell G.J. The Surrogate Proletariat: Moslem Women and Revolutionary Strategies in Soviet Central Asia, 1919 — 1929. Princeton, 1974.
Щурко Т. «Женщина Востока»: советский гендерный порядок в Центральной Азии между колонизацией и эмансипацией // Понятия о советском в Центральной Азии. Альманах №2 / сост. и ред. Г. Мамедов, О. Шаталова. Бишкек, 2016.
РГАСПИ. Ф. 544. Оп. 4. Д. 32.
Бабаджанов Б.М. Рай у ног матерей и женщин. Советские и постсоветские дискурсы форм эмансипации мусульманских женщин // Центр изучения региональных угроз. 17.05.2012. URL: https://crss.uz/2012/05/17/raj-u-nog-materej-i-zhenshhin-sovetskie-i-postsovetskie-diskursy-form-emansipacii-musulmanskix-zhenshhin/ (дата обращения: 08.08.2020).
Нортроп Д. Ограниченное освобождение: гендер, революция и паранджа в повседневной жизни в Советском Узбекистане // CAA Network. URL: https://caa-network.org/archives/8785 (дата обращения: 20.08.2020).