Восстановление Тайгинского железнодорожного узла в 1920-1921 гг.

  • Николай Михайлович Морозов Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН (Кемерово, Россия) Email: oven.777@mail.ru
Ключевые слова: Транссиб, Кузбасс, станция Тайга, железнодорожники Кузбасса, субботники

Аннотация

Рассматривается проблема восстановления в 1920-1921 гг. Тайгинского железнодорожного узла, обслуживавшего весь кузбасский участок Транссибирской магистрали. После Гражданской войны железнодорожное хозяйство оказалось в полуразрушенном состоянии. В первые месяцы из ремонта выходило лишь несколько паровозов, в отдельные сутки Томская дорога не отправляла ни одного состава, движение грузов почти прекратилось. Рассмотрены основные мероприятия по восстановлению железнодорожного хозяйства узла, его паровозного парка и подвижного состава. В течение 1920 г. трудовому подъему транспортников способствовали регулярные субботники, воскресники, ударные недели, чествование передовиков, принудительное возвращение ранее ушедших специалистов, благоприятная морально-политическая атмосфера среди большей части рабочих, питавших надежду на коммунистические преобразования и вместе с ними на социальное равенство и материальное благополучие. В 1921 г. накал трудового энтузиазма снизился. Процесс восстановления узла существенно тормозили трудности, связанные с завершением Гражданской войны, голод, крайний износ паровозного парка, дефицит кадров, материалов и оборудования, случаи вредительства, низкий уровень трудовой и производственной дисциплины работников.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Николай Михайлович Морозов, Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН (Кемерово, Россия)

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории истории Южной Сибири

Литература

История Сибири с древнейших времен до наших дней: в 5 т. / гл. ред. А.П. Окладников. Л., 1968. Т. 4.

История Кузбасса. Часть II. История Кузбасса от Великой Октябрьской социалистической революции до начала социалистической индустриализации. Кемерово, 1967.

История Кузбасса / отв. ред. Н.П. Шуранов. Кемерово, 2006.

Вековой путь на службе Отечеству. Страницы истории Западно-Сибирской железной дороги. Новосибирск, 2001.

Андрюкова С.В. Железнодорожное строительство на территории Кузбасса (1896-1941 гг.) : дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2007.

Тайгинский рабочий. 1968. № 81. 11 июля.

Правда. 1920. № 64. 4 марта.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40.

Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1920 г. Управление делами Совнаркома СССР М., 1943.

Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 214. Оп. 1. Д. 122.

ГАТО. Ф. 214. Оп. 1. Д. 621.

Знамя революции. 1920. № 176. 21 авг.

Знамя революции. 1920. № 195. 14 сент.

Тайгинский рабочий. 1975. № 39. 1 апр.

Знамя коммуниста. 1920. № 104. 5 дек.

Знамя коммуниста. 1920. № 86. 12 сент.

Знамя коммуниста. 1920. № 35. 6 мая.

Знамя коммуниста. 1920. № 80. 25 авг.

Знамя коммуниста. 1920. № 83. 3 сент.

Красное знамя. 1922. № 150. 11 июля.

Знамя коммуниста. 1921. № 7. 6 февр.

Опубликован
2019-06-06
Как цитировать
Морозов Н. М. Восстановление Тайгинского железнодорожного узла в 1920-1921 гг. // Известия Алтайского государственного университета, 2019, № 2(106). С. 33-36 DOI: 10.14258/izvasu(2019)2-05. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282019%292-05.