Формирование и деятельность акционерного общества Троицкой железной дороги на территории Северного Казахстана и Южного Урала
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению одного из малоизученных вопросов истории частного железно-дорожного строительства в Азиатской России начала ХХ в. Сооружение частных железных дорог Южного Урала и Северного Казахстана рассматривается через призму предпринимательства на основе формирования и функционирования акционерного общества Троицкой железной дороги. Особое внимание уделено экономическому обоснованию формирования проекта Троицкой линии (Троицк – Полетаево и Троицк – Кустанай) в условиях развития переселенческого движения и хозяйственного освоения территории. Дается характеристика предпринимательской деятельности представителей крупнейших российских частных коммерческих банков в процессе организации капиталов общества Троицкой железной дороги и в ходе ведения строительных работ на исследуемой территории. Период ведения строительных работ и подготовка основного участка линии Троицк – Кустанай были сопряжены со значительными трудностями в условиях начавшейся Первой мировой войны. Это обстоятельство негативно сказалось на организации поставок для оборудования путевого хозяйства, подвижного состава на линиях Троицкой железной дороги. Автор приходит к выводу, что, несмотря на сложности военного времени, акционерное общество частной Троицкой железной дороги в основном завершило строительные работы, оборудовало линии, приступило к эксплуатации и планировало создание железнодорожной сети на территории Южного Урала и Северного Казахстана.
DOI 10.14258/izvasu(2017)2-01
Скачивания
Metrics
Литература
Андреева Т.И. Строительство Троицкой железной дороги // Хозяйственное и культурное освоение Урала и Сибири в Х1Х-ХХ вв. - Томск, 2010. Библиографический список
Баталова Т.И. Деятельность акционерного общества Троицкой железной дороги // Степной край Евразии. Историко-культурное взаимодействие и современность. - Астана, 2003.
Регионы России и миграционные процессы : сборник статей. - Томск, 2007.
Сибирь в составе Российской империи / авт. колл.: И.Л. Дамешек, Л.М. Дамешек, В.П. Зиновьев и др. - М., 2007.
Челябинск : энциклопедия. - Челябинск, 2001.
Marks S. G. Road to Power: The Trans - Siberian Railroad and the Colonization of Asian Russia. 1850-1917. - London, 1991.
Owen C. Dilemmas of Russian Capitalism: Fedor Chizhov and Corporate Enterprise in the Railroad Age. - Harvard, 2005.
Железнодорожник. - 1909. - № 311.
Обзор деятельности II Департамента Государственного Совета по рассмотрению дел о частных железных дорогах за время с 1906 по 1913 гг. - СПб., 1914.
Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 268 - Оп. 10. - Д. 21.
Отчет о сооружении линии Полетаево - Троицк. - СПб., 1913.
РГИА. - Ф. 268. - Оп. 3. - Д. 1282.
РГИА. - Ф. 23. - Оп. 10. - Д. 443.
Устав Общества Троицкой железной дороги. - Пг., 1914.
Куприн А.Г. Кустанай. - Алма-Ата, 1979.
Отчет по сооружению линии Троицк - Кустанай. - Пг., 1917.
Финансовое обозрение. - 1913. - 1 дек.
Кустанайское степное хозяйство. - 1914. - 13 апр.
Андреева Т.И. Троицкая железная дорога // Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 : энциклопедия : в 3 т. - М., 2014. - Т. 3.