Правовое положение мусульман центральноазиатских окраин Российской империи и «мусульманский вопрос» в системе администрирования региона (вторая половина XIX — начало ХХ в.)
Аннотация
Представлен анализ «мусульманского аспекта» религиозной политики России в центральноазиатских окраинах и правового положения мусульман данного региона. Административно он входил в состав двух территориальных единиц — Степного и Туркестанского генерал-губернаторств и являлся самым многочисленным по количеству проживающих в нем мусульман. Однако степень проникновения догм и обрядов ислама в повседневность и самосознание народов являлась различной. Так, у кочевых народов Степного края и Туркестана в религиозном самосознании преобладал синкретизм: синтез языческих и мусульманских норм; у оседлого населения региона исламская доминанта являлась преобладающей. Данное своеобразие определило содержание политики государства в вопросе регулирования развития ислама в центральноазиатских национальных окраинах. Так, в отношении «кочевого ислама» на законодательном уровне проводилась политика, направленная на ограничение его дальнейшего распространения среди кочевников и пресечения их попыток интеграции в общероссийское мусульманское движение. В отношении оседлых мусульманских народов позиция центральных и региональных органов власти сводилась к полному игнорированию исламских институтов с последующим поэтапным демонтажом наиболее влиятельных среди них. Поэтому политика государства в сфере регламентации ислама носила ограничительный характер. Наиболее жесткую позицию власти заняли в вопросе предоставления мусульманскому населению Степного и Туркестанского края права иметь собственное духовное управление религиозными делами по примеру Оренбургского, Таврического и Кавказского мусульманских духовных собраний. Несмотря на многочисленные ходатайства населения Центральной Азии к правительству, данный вопрос так и не был решен положительно вплоть до 1917 г.
DOI 10.14258/izvasu(2016)2-18
Скачивания
Metrics
Литература
РГИА (Российский государственный исторический архив). - Ф. 821. - Оп. 133. - Д. 603.
Бартольд В.В. Сарт. Сочинения. - М., 1964. - Т. 2. Ч. 2.
Лысенко Ю.А., Тарасова Е.В., Анисимова И.В, Стурова М.В. Традиционное казахское общество в национальной политике Российской империи: концептуальные основы и механизмы реализация (XVIII - начало XX в.). - Барнаул, 2014.
Ремнев А.В. Татары в казахской степи: соратники и соперники Российской империи // Вестник Евразии. - 2006. - № 4.
Батунский М.А. Россия и ислам. Ч. II. - М., 2003.
РГИА. - Ф. 821. - Оп. 8. - Д. 594.
Лысенко Ю.А. Религиозная политика как механизм закрепления имперских позиций России в Туркестанском крае (вторая половина XIX - начало XX в.) // Вестник ТГУ - 2012. - № 4.
Усменова Д. Мусульманские представители в Российском парламенте. 1906-1916 гг. - Казань, 2005.
РГИА. - Ф. 821. - Оп. 11. - Д. 65.
Рыбаков С.Г. Устройство и нужды управления духовными делами мусульман России // Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания, статистика) / под ред. Д.Ю. Арапова. - М., 2001.
ЦГА РК (Центральный государственный архив Республики Казахстан). - Ф. 25. - Оп. 1. - Д. 1383.
Султангалиева Г. «Татарская» диаспора и конфессиональные связи казахской степи (XVIII-XIX вв.) // Вестник Евразии. - 2000. - № 4 (11).
Лысенко Ю.А. Вопрос о воинской повинности для казахского населения (70-е гг. XIX - начало XX в.) // Известия Алт. гос. ун-та. - 2012. - № 4/2.
Дамешек Л.М. Сибирские инородцы в имперской стратегии власти // Современное историческое сибиреведение XVII - начала XX вв. : сб. науч. тр. / под ред. Ю.М. Гончарова. - Барнаул, 2005.
ЦГА РК. - Ф. 369. - Оп. 1. - Д. 5845.
Лысенко Ю.А. Развитие исламского общественного движения в Казахстане в начале XX в. и позиция региональных органов власти // Известия Алт. гос. ун-та. - 2013. - № 4/1.
РГИА. - Ф. 821. - Оп. 133. - Д. 613.