Индоиранский религиозный комплекс в мировоззрении племен андроновской культурно- исторической общности: история вопроса и современные интерпретации

  • П.К. Дашковский Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
  • Н.С. Гончарова Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Ключевые слова: андроновская культурно-историческая общность, индоиранский религиозный комплекс, историография

Аннотация

Рассматриваются особенности реконструкции мировоззрения племен андроновской культурноисторической общности в рамках выявления элементов индоиранского комплекса верований и обрядов. Предлагается история появления и развития данной области науки как отдельного методологического направления, выделяется ряд факторов, способствующих его становлению. Подробно дается историографический анализ работ отечественных ученых, которые связывали формирование андронов-ской культурно-исторической общности с миграцией индоиранских народов. Детально анализируются результаты многолетней работы Е.Е. Кузьминой, которые отражены в ряде ее трудов, посвященных реконструкции мировоззрения «андроновцев» с привлечением индоиранской мифологии. Статья включает в себя анализ материалов, представленных в трудах современных исследователей, например, в разработках Ю.И. Михайлова, И.В. Ковтуна и других ученых. Особое внимание уделяется дискуссионным моментам обозначенной концепции, а также особенностям интерпретации отдельных образов искусства и погребальной обрядности «ан-дроновцев». Дается оценка целесообразности и перспективности использования индоиранского религиозного комплекса при изучении мировоззрения андроновских племен.

DOI 10.14258/izvasu(2015)4.1-13

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
DOI:https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)4.1-14

Биографии авторов

П.К. Дашковский, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
доктор исторических наук, профессор кафедры политической истории, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований 
Н.С. Гончарова, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
хранитель фондов музея археологии и этнографии Алтая, ассистент кафедры политической истории

Литература

Кузьмина Е.Е. Откуда пришли индоарии? Материльная культура племен андроновской общности и происхождение индоиранцев. - М., 1994. Л., 1927.

Теплоухов С.А. Древние погребения в Минусинском крае // Материалы по этнографии. Вып. 2. Т. 3. -

Теплоухов С.А. Андроновская культура // Сибирская советская энциклопедия. - Новосибирск , 1929. - Т. 1.

Киселев С.В. Древняя история Южной Сибири. - М., 1951.

Грязнов М.П. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка // Материалы и исследования по археологии. - № 48. - М. ; Л., 1956.

Формозов А.А. К вопросу о происхождении андроновской культуры // Краткие сообщения Института истории материальной культуры (КСИИМК). - Вып. 39. - 1951.

Мартынов А.И. Андроновская культура. Древняя Сибирь. - Улан-Удэ, 1964.

Максименков Г.А., Мартынов А.И. Андроновское время в Южной Сибири // История Сибири. - Л., 1968. - Т. 1.

Молодин В.И. Бараба в эпоху бронзы. - Новосибирск, 1985.

Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. - М. ; Л., 1960.

Матющенко В.И. Древняя история населения лесного и лесостепного Приобья (неолит и бронзовый век). Ч. 3: Андроновская культура на Верхней Оби // Из истории Сибири. - Вып. 11. - Томск, 1973.

Хлобыстина М.Д. Некоторые особенности андроновской культуры Минусинских степей // Советская археология (СА). - 1973. - № 4.

Максименков Г. А. Андроновская культура на Енисее. - Л., 1978.

Кадырбаев М.К., Марьяшев А.Н. Наскальные изображения хребта Каратау. - Алма-Ата, 1977.

Марьяшев А.Н., Рогожинский А.Е. Наскальные изображения в горах Ешкиольмес. - Алма-Ата, 1991.

Новоженов В.А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии. - Алма-Ата, 1994.

Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. - М., 2010. - Т. I.

Топоров В.Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы. - М., 2010. - Т. II.

Елизаренкова Т.Я. «Ригведа» - великое начало индийской литературы и культуры // Ригведа. Манда-лы I-IV. - М., 1989.

Елизаренкова Т.Я. Мир идей ариев Ригведы // Ригведа. Мандалы V-VIII. - М., 1999.

Елизаренкова Т.Я. О Соме в Ригведе // Ригведа. Мандалы IX-X. - М., 1999.

Елизаренкова Т.Я. Слова и вещи в Ригведе. - М., 1999.

Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. Мир вещей по данным «Ригведы» // Ригведа. Мандалы V-VIII. - М., 1999.

Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. - М., 1996.

Лелеков Л.А. Авеста в современной науке. - М., 1992.

Лелеков Л.А. Индоиранская идеология между первобытностью и раннеклассовым обществом (по материалам Ригведы и Авесты) // Идеологические представления древнейших обществ. - М., 1980.

Авеста в русских переводах (1861-1996) / сост., общ. ред., примеч., справочный раздел И.В. Рака. - 2-е изд., исправл. - СПб., 1998.

Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. - М., 1974.

Грантовский Э.А. Иран и иранцы до Ахеменидов. - М., 1998.

Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии. - М., 2007.

Дьяконов И.М. История Мидии: От древнейших времен до конца IV в. до н.э. - М. ; Л., 1956.

Кузьмина Е.Е. Образ Митры в искусстве степей Евразии, Индии и Ирана во II - начале I тыс. до н.э. и лингвистические данные // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. - СПб., 2012. - Кн. 1.

Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен. Опыт реконструкции скифской мифологии. - М., 1977.

Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. - М., 1985.

Дашковский П.К. Мировоззрение кочевников Сая-но-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего средневековья (отечественная историография и современные исследования). - Барнаул, 2011.

Дашковский П.К. Структурализм и археология: теоретико-методологические основы мировоззренческих реконструкций в скифо-сакской номадологии // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии / под ред. П.К. Дашковского. - Вып. VII. - Барнаул, 2014.

Михайлов Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). - Кемерово, 2001.

Усманова Э.Р., Ткачев А.А. Головной убор и его статус в погребальном обряде (по материалам андроновских некрополей) // ВДИ. - 1993. - № 2.

Усманова Э.Р. Сакральный архетип «мировое дерево» в погребальном обряде андроновских племен (по материалам могильника Лисаковский) // Комплексные общества Центральной Евразии в III-I тыс. до н.э. - Челябинск., 1999.

Усманова Э.Р. Могильник Лисаковский 1: факты и параллели. - Караганда ; Лисаковск, 2005.

Рогожинский А.Е. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы. - Алма-Ата, 2011.

Ковтун И.В. Конь и лыжник // Труды музея археологии и этнографии Сибири Томского государственного университета. - Т. IV. - Томск, 2012.

Ковтун И.В. Сейминско-турбинские древности и индоарии // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2012. - № 4.

Дашковский П.К., Гончарова Н.С. Методологические подходы к изучению мировоззрения населения Юж- Индоиранский религиозный комплекс в мировоззрении племен. ной и Западной Сибири эпохи палеометалла: историографический аспект // Известия Алт. гос. ун-та. - 2013. - № 4/1 (80).

Дьяконов М.М. Очерк истории Древнего Ирана. - М., 1961.

Дьяконов И.М. Арийцы на Ближнем Востоке: конец мифа // Вестник древней истории (ВДИ). - 1970. - № 4.

Дьяконов И.М. О прародине носителей индоевропейских диалектов // ВДИ. - 1982. - № 3.

Дьяконов И.М. Прародина индоевропейцев (по поводу книги Е.Е. Кузьминой «Откуда пришли индоарии?» М., 1994) // ВДИ. - 1995. - № 1.

Кузьмина Е.Е. Древнейшая фигурка верблюда из Оренбургской области и проблема доместикации бактрианов // СА. - 1963. - № 2.

Кузьмина Е.Е. Древнейшие свидетельства доместикации лошади и применения колесного транспорта в связи с вопросом о времени и месте формирования индоевропейской общности // Доклады и сообщения делегации СССР на VIII Международном конгрессе доисториков и протоисториков в Белграде. - М., 1971.

Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье. - М., 1977.

Кузьмина Е.Е., Смирнов К.Ф. Происхождение индоиранцев в свете новейших археологических открытий. - М., 1977.

Кузьмина Е.Е. Андроновское искусство: образы коня и верблюда // Международная конференция по первобытному искусству. - Кемерово, 1998.

Кузьмина Е.Е. Лингвистический и археологический аспекты проблемы происхождения и расселения индоиранских народов // Лингвистическая реконструкция и древнейшая история Востока. - М., 1984.

Кузьмина Е.Е. Культурная и этническая атрибуция пастушеских племен Казахстана и Средней Азии // ВДИ. - 1988. - № 2.

Кузьмина Е.Е. Арии - путь на юг. - М., 2008.

Клейн Л.С. Древние миграции и происхождение индоевропейских народов. - СПб., 2007.

Аскаров А.А. Арийская проблема - новые подходы и взгляды // История Узбекистана в археологических и письменных источниках. - Ташкент, 2005.

Кирюшин Ю.Ф. Культ коня у народов Казахстана и Западной Сибири в древности // Валихановские чтения. - Кокшетау, 1992.

Петрухин В.Я., Раевский Д.С. Очерки истории народов России в древности и раннем средневековье. - М., 2004.

Ковтун И.В. Праобраз Варуны на кинжале из Сеймы // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе : сборник статей. - Барнаул, 2013. - Вып. VI.

Иванчук В.В., Михайлов Ю.И. Обряд кремации и андроновская погребальная архитектура: проблемы культурно-исторической интерпретации) // Северная Евразия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. - Барнаул, 2002.

Генинг В.Ф. Могильник Синташта и проблемы ранних индоиранских племен // СА. - 1977. - № 4.

Аркаим: Исследования, поиски, открытия. - Челябинск, 1995.

Епимахов А.В. Южное Зауралье в эпоху средней бронзы. - Челябинск, 2002.

Шер Я.А. К интерпретации сюжетов некоторых петроглифов Саймалы-Таша // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. - Л., 1978.

Кукушкин И.А. К проблеме андроновского «арийства» // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура : сборник научных трудов / под ред. Ю.Ф. Кирюшина, А.А. Тишкина. - Барнаул, 2002.

Максимова А.Г., Ермолаева А.С., Марьяшев А.М. Наскальные изображения урочища Тамгалы. - Алма-Ата, 1985.

Потемкина Т.М. Динамика мировоззренческих традиций южнотаежного Тоболо-Иртышья (от энеолита до средневековья) // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Памяти В.Н. Чернецова. - М., 2006.

Горячев А.А., Егорова Т.А. Художественное своеобразие и семантический анализ образов «солнцеголовых» эпохи бронзы урочища Тамгалы в свете материалов письменной и изобразительной традиций древних цивилизаций // История и археология Семиречья. - 2011. - № 4.

Шер Я.А. Петроглифы Средней и Центральной Азии. - М., 1980.

Шер Я.А. Петроглифы - древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии. - Вып. 2. - Кемерово, 1997.

Косарев М.Ф. Древняя история Западной Сибири: природная среда и человек. - М., 1991.

Рудковский И.В. Андроновский орнамент как система // Вопросы периодизации археологических памятников Центрального и Северного Казахстана. - Караганда, 1987.

Рудковский И.В. Некоторые результаты реконструкции андроновской орнаментальной грамматики // Актуальные проблемы методики западносибирской археологии. - Новосибирск, 1989.

Михайлов Ю.И. Семантика андроновской орнаментации // Проблемы археологии скифосибирского мира (социальная структура и общественные отношения) : тезисы докладов. - Кемерово, 1989. - Ч. II.

Михайлов Ю.И. Орнамент андроновского керамического комплекса (проблемы анализа и интерпретации) : автореф. дис.. канд. ист. наук. - Кемерово, 1990.

Сенчилов А.П. Геометрический орнамент эпохи бронзы: проблемы локальной идентификации : автореф. дис.. канд. ист. наук. - Кемерово, 2000.

Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. - Фрунзе, 1986.

Кукушкин И.А. Некоторые аспекты семантики андроновского (федоровского) орнамента // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири. - Барнаул, 2003. - Кн. I.

Хлобыстина М.Д. К вопросу о биритуальных обрядах в андроновских могильниках // Южная Сибирь в скифо-сарматскую эпоху. - Кемерово, 1976.

Литвинский Б.А. Древние кочевники «Крыши мира». - М., 1972.

Михайлов Ю.И. Собака в ритуальной практике андроновского населения // Маргулановские чтения : материалы конференции. - М., 1992.

Михайлов Ю.И. Ритуальная символика женских погребений синташтинского и андроновского времени // Археология Южной Сибири. - Вып. 23. - Кемерово, 2005.

Михайлов Ю.И. Культурно-экологические характеристики образов древней сибирской мифологии // Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова. - Кемерово, 2011.

Сотникова С.В. Об отражении близнечного культа погребальном обряде андроновского населения // Вестник Пермского университета. История. - 2013. - Вып. 1 (21).

Сотникова С.В. Андроновский (федоровский) обряд кремации: к реконструкции ритуала // Исторический опыт хозяйственного и культурного освоения Западной Сибири : сборник научных трудов / под ред. Ю.Ф. Кирюшина и А.А. Тишкина. - Барнаул, 2003.

Михайлов Ю.И. Образ «чудесной упряжки» и символика движения-перемещения в культурных традициях юга Западной Сибири и Центральной Азии // Первобытная археология. Человек и искусство. - Новосибирск, 2002.

Михайлов Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири в эпоху бронзы : дис.. д-ра ист. наук. - Кемерово, 2004.

Ковтун И.В. Предыстория индоарийской мифологии. - Кемерово, 2013.

Ковалева В.Т., Шилов С.Н. Праобраз Индры: об интерпретации антропоморфного изображения на сосуде // Вопросы археологии Урала. - Вып. 24. - Екатеринбург, 2002.

Как цитировать
Дашковский, П., & Гончарова, Н. (1). Индоиранский религиозный комплекс в мировоззрении племен андроновской культурно- исторической общности: история вопроса и современные интерпретации. Известия Алтайского государственного университета, (4/1(88). https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)4.1-14