Шаманские атрибуты народов Сибири: истоки семантического единства и полифункциональности
Аннотация
Проводится комплексный семантический и функциональный анализ центральных шаманских атрибутов — бубна, колотушки, лука со стрелами, посоха — с привлечением широкого корпуса этнографических материалов по тюрко-монгольским, самодийским, тунгусо-маньчжурским народам Сибири, а также по обским уграм и кетам. Утверждается, что шаманские атрибуты, рассмотренные в семиотическом ключе, представляют собой сложные символы, организующие коммуникацию между «миром людей» и «миром духов». Комплексный анализ шаманской атрибутики позволяет проследить формирование двух видов звукоизвлечения — ударного (две палки, ударяемые друг об друга, одна из которых снабжена звенящими или гремящими предметами) и струнного (звук, рождаемый тетивой лука), которые выступают в качестве разных вариантов и способов коммуникации. По результатам исследования выявляются семантические и, возможно, генетические соответствия между различными ритуальными предметами, что указывает на то, что многие элементы конструкции бубна, его символики и функциональных особенностей генетически восходят к более простым и, по всей видимости, универсальным ритуальным орудиям, имеющим звуковую основу.
DOI 10.14258/izvasu(2015)3.2-25
Скачивания
Metrics
Литература
Дыренкова Н.П. Атрибуты шаманов у турецко-монгольских народов Сибири // Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. - СПб., 2012.
Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). - М., 1991.
Худяков И.А. Краткое описание Верхоянского окру- 2012. га. - Л., 1969.
Львова Л.Э. Материалы к изучению истоков шаманизма // Этнография народов Сибири. - Новосибирск, 1984.
Сагалаев А.М. К проблеме «вещь» и «миф» в культуре урало-алтайских народов (опыт прочтения символики посоха) // Пространство культуры в археолого-этнографическом измерении. Западная Сибирь и сопредельные территории : материалы XII Западно-Сибирской археолого-этнографической конференции. - Томск, 2001.
Потапов Л.П. Лук и стрела в шаманстве у алтайцев // Советская этнография. - 1934. - № 3.
Дыренкова Н.П. Лук и стрелы в культуре, фольклоре и языке турецких народов Алтая и Минусинского края // Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. - СПб., 2012.
Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. - Л., 1924.
Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. - Л., 1991.
Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. - Л., 1984.
Кулемзин В.М. Шаманство васюгано-ваховских хантов (конец XIX - начало XX вв.) // Из истории шаманства. - Томск, 1976.
Василевич Г.М. Эвенки. Историко-этнографические очерки (XVIII - начало ХХ вв.). - Л., 1969.
Dioszegi V. Denkmaler der Samojedischen Kultur im Schamanismus der Ostsajanischen Volker // Acta Ethnographica Academiae Scientiarum Hungaricae. - Budapest, 1963. - T. 12, fasc № 1-2.
Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны // Историкоэтнографический атлас Сибири. - М. ; Л., 1961.
Байбурин А.К. Семиотический статус вещей и мифология // Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН) : избранные статьи. - СПб., 1995.
Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. I: Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллинн, 1992.
Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983.
Трощанский В. Эволюция черной веры (шаманства) у якутов. - Казань, 1902.
Вербицкий В.И. Алтайские инородцы: Сборник этнографических статей и исследований. - Горно-Алтайск, 1993.
Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии. Вып. IV: Материалы этнографические. - СПб., 1883.
Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // СМАЭ. - СПб., 1914. - Т. II. - Вып. 2.
Таксами Ч.М. Шаманство у нивхов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2-й половины XIX - начала XX вв.). - Л., 1981.
Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов / пер. с нем. Н.В. Лукиной. - Томск, 1996. - Т. 3.
Прокофьева Е.Д. Материалы по шаманству селькупов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2-й половины XIX - начала XX вв.). - Л., 1981.
Кастрен А. Путешествие по Лапландии, Северной России и Сибири (1838-1844, 1845-1849). - М., 1860.
Мифология хантов / научн. ред. В.В. Напольских. - Томск, 2000.
Алексеенко Е.А. Южносибирские параллели в шаманстве кетов // Этнография народов Сибири. - Новосибирск, 1984.
Нам Е.В. «Вещь» и «символ»: к проблеме прочтения символики шаманских атрибутов // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: История - 2013. - № 6.
Садоков Р. Л. Тысяча осколков золотого саза. - М., 1971.
Сузукей В. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. - Кызыл, 1989.
Радлов В. Из Сибири: страницы дневника. - М., 1989.
Соколова З.П. Музыкальные инструменты хантов и манси (к вопросу о происхождении) // Музыка в обрядах и трудовой деятельности финно-угров. - Таллин, 1986.
Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. Историко-этнографические очерки. - М., 1961.
Селькупская мифология. - Томск, 1998.
Линденау Я.И. Описание народов Сибири (первая половина XVIII в.). Историко-этнографические материалы о народах Сибири и Северо-Востока. - Магадан, 1983.
Агапитов Н.Н, Хангалов М.Н. Материалы для изучения шаманства в Сибири. Шаманство у бурят Иркутской губернии. - Иркутск, 1883.
Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского шамана // СМАЭ - 1949. - Т. 11.
Мифология селькупов. - Томск, 2004.
Хомич Л.В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам 2-й половины XIX - начала XX вв.). - Л., 1981.
Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири (по материалам второй половины XIX - начала ХХ вв). - Л., 1981.
Дьяконова В.П. Предметы к лечебной функции шаманов Тувы и Алтая // Материальная культура и мифология (СМАЭ XXXVII). - Л., 1981.