Философские и психолого-педагогические аспекты формирования авторитарной личности в юношеском возрасте

  • В.В. Вялых Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
  • Л.И. Паина Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
  • В.В. Неволина Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
  • Д.О. Воробьев Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
Ключевые слова: авторитаризм, авторитарная личность, агрессивность, лидерские качества, юношеский возраст, студенческие лидеры, социокультурная среда

Аннотация

В статье подчеркивается важность изучения междисциплинарного аспекта проблемы формирования авторитарной личности. Авторами проанализированы онтологическое, аксиологическое и гносеологическое направления изучения заявленной проблемы. Внимание авторов направлено на изучение особенностей формирования авторитарной личности в юношеском возрасте, так как именно в этом возрасте идет саморазвитие, профессиональное и личностное самоопределение. В исследовании, проведенном авторами в начале и в конце 2013-2014 учебного года, принимали участие 250 студентов первого курса Оренбургской государственной медицинской академии, особое внимание направлено на студенческих лидеров. Использовались методы: беседа, тест-опросник Басса - Дарки, диагностика лидерских способностей (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), тест А. Ассингера и другие. По данным сравнительного анализа результатов первичной и повторной диагностики, уменьшились показатели высокого уровня агрессивности с 20% до 9%, а показатели низкого уровня агрессивности изменились с 16% до 26%. Среди юношества агрессивность может привести к повышению конфликтов, которые мобилизуют агрессивность, формируя авторитарную личность.

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-04

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
DOI:https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)3.1-04

Биографии авторов

В.В. Вялых, Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
кандидат политических наук, доцент, заведующий кафедрой философии 
Л.И. Паина, Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии 
В.В. Неволина, Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии 
Д.О. Воробьев, Оренбургский государственный медицинский университет (Оренбург, Россия)
ассистент кафедры философии 

Литература

Паина Л.И. Взаимосвязь этнической идентичности и коммуникативной толерантности студенческих лидеров Оренбургской государственной медицинской академии // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 2014) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.osu.ru/sites/niisu/docs/dialog.pdf (дата обращения 13.12.2014).

Адорно Т. Исследования авторитарной личности. - М., 2001.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

Адлер А. Наука жить / пер. с нем. А.А. Юдина. - Киев, 1997.

Бодалев А.А. Психология о личности. - М., 1988.

Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методика и тесты. - Самара, 2011.

Неволина В.В. Роль эмоциональной сферы в формировании отношений личности // Актуальные вопросы педагогики и психологии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ч. 2. (Новосибирск, 2013) [Электронный ресурс]. - URL: http://forum.sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/5393------1-r (дата обращения 13.12.2014).

Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М., 1995.

Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М., 1989.

Кант И. Сочинения : в 6 т. - Т. 6. - М., 1966.

Как цитировать
Вялых, В., Паина, Л., Неволина, В., & Воробьев, Д. (1). Философские и психолого-педагогические аспекты формирования авторитарной личности в юношеском возрасте. Известия Алтайского государственного университета, (3/1(87). https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)3.1-04