Педагогический конструктивизм и предметное содержание как основания типологизации и структуризации учебной деятельности

  • Ю.А. Алябышева Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
  • А.А. Веряев Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Ключевые слова: учебная деятельность, обучение, преподавание, педагогический конструктивизм, знаковые системы, конструктивы, тексты, виртуальная и константная реальности, синтаксис, семантика, прагматика, конструктивистские фильтры

Аннотация

В работе сделана попытка на уровне дидактики в обобщенном виде классифицировать учебную деятельность, осуществляемую педагогом и обучаемыми с использованием интерактивной доски. Введенная классификация обладает достаточным потенциалом для обобщения и рассмотрения на ее основе любой учебной деятельности, связанной с освоением обучаемыми информационных моделей. В основе сделанной авторами классификации лежит обобщенное представление о текстах, с которыми имеют дело обучаемые (студенты или школьники) и педагоги, и особенности использования разнообразных знаковых систем, с помощью которых создаются тексты. Ключевым моментом является процесс порождения текстов с использованием элементов, которые вслед за Ю.В. Громыко можно назвать конструктивами, и дальнейшее означивание текстов, их осмысливание, а также усвоение фильтров, посредством которых потенциальное множество возможных текстов редуцируется до такого множества, которое порождает комфортный для субъекта «образ мира» (А.Н. Леонтьев). Предложенные виды деятельности можно наблюдать и идентифицировать не только в процессе работы у доски, но и при работе в учебной аудитории и за ее пределами. Классификация носит общепедагогический, дидактический, а не частнопредметный характер, хотя в ее основе лежит предметное содержание и разнообразное манипулирование им (чтение, реферирование, воспроизведение, порождение нового и т.п.). Разнообразие знаковых систем, посредством которых осуществляется преподавание и обучение, необходимость реализации межпредметных связей, необходимость достижения ме-тапредметных результатов порождают очень важный вид деятельности, который можно назвать переводом текстов с одного языка на другой (например, вербальное описание музыкального произведения, рассмотрение танца или костюма с точки зрения физики, биологии и т.п.).

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-02

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биографии авторов

Ю.А. Алябышева, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики
А.А. Веряев, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики высшей школы и информационных образовательных технологий

Литература

Учебная деятельность // Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Учебная_деятельность.

Алябышева Ю.А., Веряев А.А. Ограниченный характер ориентации на работу только в зоне ближайшего развития в современных образовательных технологиях // Фундаментальные науки и образование : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. (Бийск, 2-5 марта 2014 г.). - Бийск, 2014.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М., 1986.

Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты. - М., 2002.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

Рождественский Ю.В. Философия языка, культуроведение и дидактика: Избранные труды. - М., 2003.

Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Педагогическая компетентность преподавателя как условие внедрения образовательных инноваций // Вестник алтайской науки. - 2000. - №1.

Как цитировать
Алябышева, Ю., & Веряев, А. (1). Педагогический конструктивизм и предметное содержание как основания типологизации и структуризации учебной деятельности. Известия Алтайского государственного университета, (3/1(87). https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)3.1-02