Причины создания профессиональных сельскохозяйственных образовательных учреждений в Степном крае в конце XIX в.
УДК 377.12 (574) ББК 74.40(5Каз)
Аннотация
В статье исследуются предпосылки возникновения учебных заведений, готовивших профессиональные кадры для сельского хозяйства Степного края в конце XIX в. Источниковую базу при написании статьи составили отчеты генерал-губернаторов Степного края за 1887-1888, 1890 гг., а также статистические материалы, выявленные в Обзорах областей за 1890, 1895, 1900, 1910, 1912 гг. В работе выявлено, что развитие сети сельскохозяйственных школ было обусловлено увеличением численности крестьянского населения региона, связанного с переселенческим движением. Кроме того, важным фактором открытия профессиональных образовательных учреждений данного типа стала проблема продовольственной безопасности, повлекшая за собой увеличение численности посевных площадей и требовавшая принципиально иного подхода в обработке земли. Автор приходит к выводу о том, что возникновение сельскохозяйственных образовательных учреждений в Степном крае было обусловлено рядом изменений в социально-экономических отношениях, возникших в регионе в конце XIX в. Недостаток агрономической помощи населению края вынуждал государственные структуры различных уровней не только включаться в процесс организации специализированных учебных заведений, но и регулировать их деятельность, направленную на сельскохозяйственное просвещение населения региона.
Скачивания
Metrics
Литература
Стебут И.А. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование: сборник статей. М. : Типография И.И. Родзевича, 1889. 169 с.
Есикова М.М. Сельскохозяйственное образование в России (вторая половина XIX в. — 1917 г.) // Власть. 2010. № 7. С. 150-154.
Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб. : Общественная польза, 1905. 349 с.
Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914 гг. Алма-Ата : Наука, 1965. 344 с.
Книга М.Д., Быковская Г. А. Сельскохозяйственные школы европейской России и их роль в повышении уровня аграрной культуры в период Столыпинской реформы // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2021. № 11 (13). С. 20-33.
Чудновец Ю.В. Сельскохозяйственные школы и училища Таврической губернии: история, финансирование, цели задачи деятельности // Вестник Оренбургского педагогического университета: Электронный научный журнал. 2019. №1. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/ articles/15_1_2019.html (дата обращения: 22.03.2024).
Тетерина В.В., Шиканов Т.В. Политика Российской империи в сфере сельскохозяйственного образования на территории Беларуси (XIX — начало ХХ века) // Современное образование Витебщины. 2019. № 4 (26). С. 65-70.
Халитова И.Р. Проблемы народного образования в Казахстане в 1867-1914 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Алма-Ата, 1993. 186 с.
Плахотник Т.Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX — начале XX вв. : дис. .канд. ист. наук. Омск, 2007. 204 с.
Плахотник Т.Ю. Необходимость создания сельскохозяйственных школ для казахского населения Степного края и проблемы их функционирования в конце XIX в. // Омский научный вестник. 2006. №8(44). С. 9-13.
Абдарахманова РЛ. История становления и развития народного образования Западного Казахстана (18411941 гг.) : дис. .канд. ист. наук. Уральск, 2010. 148 с.
Фрезин Д.Я. Проблема формирования и развития скотоводческо-земледельческой формы хозяйства Западного Казахстана в XIX — начале XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 197-201.
Курылев В.П. Скот, земля, община у кочевых и полукочевых казахов (вторая половина XIX — начало XX в.). СПб. : Рос. акад. наук : Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1998. 287 с.
Краснобаева Н.Л. Население Казахстана в конце XIX — первой четверти XX века.: автореф. дис. . канд. ист. наук. Барнаул, 2004. 25 с.
Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1981. 112 с.
Тарасова Е.В. Влияние переселенческого движения на земельные отношения в Степном крае и Туркестане в конце XIX — начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4/2(80/2). С. 203-206.
Сорока Н.Н. Исследования степных областей Казахстана в 80-90-е годы XIX в. по определению норм земельного обеспечения казахского населения по обоснованию формирования переселенческого фонда // Омский научный вестник. 2009. № 2(76). С. 50-54.
Обзор Акмолинской области за 1890 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1891. 44 с.
Обзор Акмолинской области за 1900 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1901. 55 с.
Обзор Акмолинской области за 1910 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1911. 133 с.
Обзор Акмолинской области за 1895 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1897. 90 с.
Всеподданнейший отчет Огепного генерал-губернатора за 1887-1888 гг. Омск, 1889. 45 с.
О преобразовании киргизских интернатов в Акмолинской и Семипалатинских областях в сельскохозяйственные школы // Сибирская газета. 1885. №18. С. 438-442.
Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. 64. Оп. 1. Д. 125.
Обзор Семипалатинской области за 1910 год. Семипалатинск : тип. Семипалат. обл. правления, 1912. 127 с.
Обзор Акмолинской области за 1912 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1913. 142 с.
Copyright (c) 2024 Елена Владимировна Гасанова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.