Причины создания профессиональных сельскохозяйственных образовательных учреждений в Степном крае в конце XIX в.

УДК 377.12 (574) ББК 74.40(5Каз)

  • Елена Владимировна Гасанова Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия Email: e_v_gasanova@mail.ru
Ключевые слова: Российская империя, Степной край, образование, сельскохозяйственные школы, профессиональные кадры

Аннотация

В статье исследуются предпосылки возникновения учебных заведений, готовивших профессиональные кадры для сельского хозяйства Степного края в конце XIX в. Источниковую базу при написании статьи составили отчеты генерал-губернаторов Степного края за 1887-1888, 1890 гг., а также статистические материалы, выявленные в Обзорах областей за 1890, 1895, 1900, 1910, 1912 гг. В работе выявлено, что развитие сети сельскохозяйственных школ было обусловлено увеличением численности крестьянского населения региона, связанного с переселенческим движением. Кроме того, важным фактором открытия профессиональных образовательных учреждений данного типа стала проблема продовольственной безопасности, повлекшая за собой увеличение численности посевных площадей и требовавшая принципиально иного подхода в обработке земли. Автор приходит к выводу о том, что возникновение сельскохозяйственных образовательных учреждений в Степном крае было обусловлено рядом изменений в социально-экономических отношениях, возникших в регионе в конце XIX в. Недостаток агрономической помощи населению края вынуждал государственные структуры различных уровней не только включаться в процесс организации специализированных учебных заведений, но и регулировать их деятельность, направленную на сельскохозяйственное просвещение населения региона.

Скачивания

Metrics

PDF views
24
Dec 07 '24Dec 10 '24Dec 13 '24Dec 16 '24Dec 19 '24Dec 22 '24Dec 25 '24Dec 28 '24Dec 31 '24Jan 01 '25Jan 04 '252.0
|

Биография автора

Елена Владимировна Гасанова, Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия

ассистент кафедры востоковедения

Литература

Стебут И.А. Сельскохозяйственное знание и сельскохозяйственное образование: сборник статей. М. : Типография И.И. Родзевича, 1889. 169 с.

Есикова М.М. Сельскохозяйственное образование в России (вторая половина XIX в. — 1917 г.) // Власть. 2010. № 7. С. 150-154.

Кауфман А.А. Переселение и колонизация. СПб. : Общественная польза, 1905. 349 с.

Галузо П.Г. Аграрные отношения на юге Казахстана в 1867-1914 гг. Алма-Ата : Наука, 1965. 344 с.

Книга М.Д., Быковская Г. А. Сельскохозяйственные школы европейской России и их роль в повышении уровня аграрной культуры в период Столыпинской реформы // Bulletin Social-Economic and Humanitarian Research. 2021. № 11 (13). С. 20-33.

Чудновец Ю.В. Сельскохозяйственные школы и училища Таврической губернии: история, финансирование, цели задачи деятельности // Вестник Оренбургского педагогического университета: Электронный научный журнал. 2019. №1. URL: http://vestospu.ru/archive/2019/ articles/15_1_2019.html (дата обращения: 22.03.2024).

Тетерина В.В., Шиканов Т.В. Политика Российской империи в сфере сельскохозяйственного образования на территории Беларуси (XIX — начало ХХ века) // Современное образование Витебщины. 2019. № 4 (26). С. 65-70.

Халитова И.Р. Проблемы народного образования в Казахстане в 1867-1914 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Алма-Ата, 1993. 186 с.

Плахотник Т.Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX — начале XX вв. : дис. .канд. ист. наук. Омск, 2007. 204 с.

Плахотник Т.Ю. Необходимость создания сельскохозяйственных школ для казахского населения Степного края и проблемы их функционирования в конце XIX в. // Омский научный вестник. 2006. №8(44). С. 9-13.

Абдарахманова РЛ. История становления и развития народного образования Западного Казахстана (18411941 гг.) : дис. .канд. ист. наук. Уральск, 2010. 148 с.

Фрезин Д.Я. Проблема формирования и развития скотоводческо-земледельческой формы хозяйства Западного Казахстана в XIX — начале XX века // Среднерусский вестник общественных наук. 2013. № 1. С. 197-201.

Курылев В.П. Скот, земля, община у кочевых и полукочевых казахов (вторая половина XIX — начало XX в.). СПб. : Рос. акад. наук : Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), 1998. 287 с.

Краснобаева Н.Л. Население Казахстана в конце XIX — первой четверти XX века.: автореф. дис. . канд. ист. наук. Барнаул, 2004. 25 с.

Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана. Алма-Ата: Наука, 1981. 112 с.

Тарасова Е.В. Влияние переселенческого движения на земельные отношения в Степном крае и Туркестане в конце XIX — начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2013. № 4/2(80/2). С. 203-206.

Сорока Н.Н. Исследования степных областей Казахстана в 80-90-е годы XIX в. по определению норм земельного обеспечения казахского населения по обоснованию формирования переселенческого фонда // Омский научный вестник. 2009. № 2(76). С. 50-54.

Обзор Акмолинской области за 1890 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1891. 44 с.

Обзор Акмолинской области за 1900 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1901. 55 с.

Обзор Акмолинской области за 1910 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1911. 133 с.

Обзор Акмолинской области за 1895 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1897. 90 с.

Всеподданнейший отчет Огепного генерал-губернатора за 1887-1888 гг. Омск, 1889. 45 с.

О преобразовании киргизских интернатов в Акмолинской и Семипалатинских областях в сельскохозяйственные школы // Сибирская газета. 1885. №18. С. 438-442.

Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. 64. Оп. 1. Д. 125.

Обзор Семипалатинской области за 1910 год. Семипалатинск : тип. Семипалат. обл. правления, 1912. 127 с.

Обзор Акмолинской области за 1912 год. Омск : тип. Акмолин. обл. правления, 1913. 142 с.

Опубликован
2024-12-06
Как цитировать
Гасанова Е. В. Причины создания профессиональных сельскохозяйственных образовательных учреждений в Степном крае в конце XIX в. // Известия Алтайского государственного университета, 2024, № 5(139). С. 20-26 DOI: 10.14258/izvasu(2024)5-02. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282024%295-02.