Коммерческая реклама на страницах периодических изданий Томской губернии (1881-1895 гг.)

УДК 94(571.16) ББК 63.3(253.3)52

  • Михаил Александрович Демин Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия); Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия) Email: mademin52@mail.ru
  • Сергей Васильевич Аброськин Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия) Email: abroskin1997@bk.ru
Ключевые слова: коммерческая реклама, периодические издания, Томская губерния, торговля, предприниматели, товары, услуги

Аннотация

В статье предпринимается попытка обзора и систематизации информационного содержания коммерческих объявлений на страницах периодических изданий Томской губернии (1881-1895 гг.). Авторы проанализировали рекламные публикации в контексте продвижения продукции на местном рынке; выявили основные классы рекламируемых товаров и группы услуг; выделили общие и отличительные черты в рекламе государственных и частных газет. Периодика в конце XIX в. становилась эффективным каналом прямого общения предпринимателя с потенциальным покупателем. Авторы делают вывод о важности рекламных объявлений как исторического источника по истории регионального предпринимательства и торговли. Реклама была непосредственно связана с реализацией продукции и информировала читателей об ассортименте товаров, текущих ценах, новых поступлениях, распродажах и скидках. Рекламные объявления на страницах государственного и частных периодических изданий свидетельствуют о том, что сибирские и столичные предприниматели предлагали населению Томской губернии разнообразный ассортимент товаров и услуг. В рекламируемой продукции отображалась экономическая и социокультурная специфика региона, а также общесистемные изменения, характерные для общероссийского уровня.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Михаил Александрович Демин, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия); Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории; профессор кафедры отечественной истории, заведующий учебно-научно-исследовательской лабораторией «Историческое краеведение»

Сергей Васильевич Аброськин , Алтайский государственный педагогический университет (Барнаул, Россия)

аспирант кафедры отечественной истории, старший лаборант учебно-научно-исследовательской лаборатории «Историческое краеведение»

Литература

Айзенштейн К.А. Как рекламировать с успехом. СПб., 1912.

Веригин А. Русская реклама. СПб., 1898.

Верховой Н.В. Реклама в XX веке как необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле. Ярославль, 1902.

Ратнер А. Техника рекламы объявлениями. СПб., 1909.

Xойновский В. Успешная реклама и как ею пользоваться: Советы для объявителей. Киев, 1913.

Циперович Г.В. Реклама // Современный мир. 1911. №1.

Ковальченко И.Д. Источниковедение истории СССР : учебное пособие. М., 1973.

Корнилов Л.В., Фильченкова Н.Б. От глашатая до неона. М., 1978.

Богачева Н.М. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития. М., 1969.

Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981.

Боханов А.Н. Буржуазная пресса в России и крупный капитал. Конец XIX в. — 1914 г. М., 1984.

Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.). М., 1990.

Голиков А.Г. Проблемы источниковедческого изучения рекламы в периодической печати России XIX-XX вв. URL: hist.msu.ru: Science/Conf/01_2007/ Golikov.pdf (дата обращения: 04.01.2023).

Степанов А.А. История объявлений: газетная реклама в России XVIII-XX вв. : монография. СПб., 2007.

Галанин С.Ф. Газетная реклама как исторический источник (по материалам казанских газет второй половины 19 века) : дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1999.

Дамешек Л.М., Малых С.В. Реклама как источник изучения потребностей горожан Восточной Сибири в последней четверти XIX — начале XX вв. // Известия Иркутского государственного университета. Серия: История. 2012. № 1.

Малых С.В. Развитие рекламы Восточной Сибири в 1880-е — 1914 гг. (по материалам периодической печати) : дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2012.

Шелкоплясова Н.И. Источниковая база исследования истории провинциальной рекламы XIX — начала XX вв. (на примере Тульской губернии) // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 2-3 (26).

Анбиндер К.Н. Становление и развитие рекламы на Кубани в 1860-1917 гг. : дис. ... канд. ист. наук. Краснодар, 2019.

Якутина Е.Н. Реклама как исторический источник // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2017. № 4 (16).

Шевцов В.В. Формирование и развитие губернской официальной прессы Сибири во второй половине XIX в. — начале XX в. : дис. ... д-ра ист. наук. Томск, 2014.

Жилякова Н.В. Журналистика города Томска (XIX — начало XX в.): становление и развитие. Томск, 2011.

Сутягина О.А. Коммерческая реклама сибирских купцов в 1880-е гг. (по материалам «Сибирской газеты») // Genesis: исторические исследования. 2020. № 4.

Томские губернские ведомости (1857-1917 гг.), Томск // Научная библиотека Томского государственного университета. URL: https://lib.tsu.ru/mminfo/000349050/ djvu/ (дата обращения: 28.12.2022).

Сибирская газета (1881-1888 гг.), Томск // Научная библиотека Томского государственного университета. URL: https://sun.tsu.ru/mminfo/000351029/index.html (дата обращения: 28.12.2022).

Сибирский вестник политики, литературы и общественной жизни (1885-1905 гг.), Томск // Научная библиотека Томского государственного университета. URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349027/index.html (дата обращения: 28.12.2022).

Томский справочный листок (1894-1895 гг.), Томск // Научная библиотека Томского государственного университета. URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349025/ index.html (дата обращения: 28.12.2022).

Томский листок (1895-1897 гг.), Томск // Научная библиотека Томского государственного университета. URL: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349025/index.html (дата обращения: 28.12.2022).

Щеглова Т.К. Территориальное развитие торговой инфраструктуры Западной Сибири и Степного края в период капиталистической модернизации: традиции и новации в размещение ярмарок в начале XX века // Сибирское общество в контексте модернизации XVIII-XX вв. Новосибирск, 2003.

Поляков В.А., Романов А.А. Рекламный менеджмент : учебное пособие. М., 2018.

Агеев А.В., Мудров А.Н., Мейер В.С., Александров А.Н., Павлов С.М., Лебедева И.В., Алексеева М.А. Коммерческая реклама // Индустрия рекламы, 2009-2022. URL: https://adindustry.ru/doc/1124 (дата обращения: 25.12.2022).

Перечень потребительских товаров. URL: https:// docs.yandex.ru/docs/view? (дата обращения: 25.12.2022).

Опубликован
2023-06-15
Как цитировать
Демин М. А., Аброськин С. В. Коммерческая реклама на страницах периодических изданий Томской губернии (1881-1895 гг.) // Известия Алтайского государственного университета, 2023, № 2(130). С. 13-20 DOI: 10.14258/izvasu(2023)2-01. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282023%292-01.