О концептах традиционного правосознания Китая
УДК 94 (510) ББК 63.3 (5 Кш')+67.05
Аннотация
Современный мир стоит на пороге грандиозных изменений во всех сферах жизни. Завершается длившаяся несколько веков эпоха доминирования Запада и распространения идей европейского Просвещения. Построенный на рациональных началах проект модерна предполагал секуляризацию общественной жизни на основе теории естественных прав человека и принципов правового государства. Но лозунг господства права обернулся этатизацией общественной жизни и разрушением традиционных форм социальной организации и коммуникации. В этих условиях переживающее состояние кризиса западное общество поворачивается на Восток и пытается там найти иные варианты построения нормативно-ценностной системы общества. Цель статьи в определении места Фа (закона, формального права) в ценностно-нормативной системе традиционного китайского мировоззрения. Раскрывается целостная система основных категорий древнекитайской философии на примере учений даосизма, конфуцианства, легизма. Обосновывается охранительное назначение Фа в общественной жизни. Делается вывод о том, что утверждение в нормативной системе китайского общества значения ценностей и образцов поведения, ориентирующих на возвышенные начала человеколюбия и добродетели, объясняет сохранение китайской цивилизации и способность ее к развитию.
Скачивания
Metrics
Литература
Лао-цзы. Книга о пути (Дао-Дэ цзин). М., 2017.
Китайские иероглифы: закон. URL: http:// www. epochtimes.com.ua/ru/kitayskie-ieroglify/kitayskie-ieroglify-zakon-88264 (дата обращения: 07.09.2022).
Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1: Философия / под ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова. М., 2006.
Мартыненко Н.П. «Ли» и «фа» — полярные категории китайской социальной философии // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. 2015. № 1.
Конфуций. Луньюй // Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1994.
Ковлер С. Антропология права. М., 2002.
Чжуан-цзы. М., 2016.
Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург, 2006.
Шабуро О.В. Традиционная правовая система в Китае и современность. URL: http:// docs.yandex.ru/docs/vie w?tm=1664066391&tld=ru&lang=ru&name (дата обращения: 22.09.2022).
Уголовные установления Тан с разъяснениями («Тан люй шу и») / перевод и комментарий В.М. Рыбакова. СПб., 1999. URL: http:// www. vostlit.info/Texts/Dokumenty/ China/VII/640-660/Tan_ug_Zakon_1/vved1.phtml (дата обращения: 07.09.2022).
Гране М. Китайская мысль от Конфуция и Лаоцзы. М., 2008.
Шан цзюнь шу («Книге правителя области Шан») // Древнекитайская философия. М., 1994. Т. 2.
Хань Фэй-цзы // Древнекитайская философия. М., 1994. Т. 2.
Трощинский П.В. К вопросу о традиционных взглядах на право в китайском обществе // Вестник университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 3.
Давид Р. Правовые системы современности. М., 1988.
Copyright (c) 2022 Рустам Салимжанович Галиев , Алексей Владимирович Иванов , Рафаил Валейзянович Насыров
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.