Проблема сохранения памяти и формирование идентичности (на примере памяти о Великой Отечественной войне)
УДК 94(47).084.6 ББК 63.3(2)62
Аннотация
Значимые события прошлого всегда были важнейшими аспектами в структурировании национальной памяти. Очевидно, что они также становятся ключевыми элементами при формировании идентичности. Поэтому использование различных фальсификаций, искажений истории, манипуляций в данной области представляется вполне логичным в рамках ведущейся информационной войны. Обесценивание и обезличивание памяти о Великой Отечественной войне, невосполнимых потерях и жертвах советских людей, подвигах во имя Родины и победы над фашизмом имеют сокрушительную силу, уничтожают интеграционный потенциал советского прошлого, разрушительно воздействуют на формирование идентичности, которая должна быть связана с правильной интерпретацией героической роли советского народа. Гордость за прошлое своей страны способствует формированию гражданского самосознания и позитивному осознанию своей принадлежности. Корни такого восприятия — в рассказах очевидцев тех событий, которых с каждым годом становится все меньше, в процессе социализации, в школьных учебниках истории. В условиях свободы выбора, при все более возрастающей виртуальной составляющей жизни, в которой существуют возможности погружения личности в формат совершенно иного социокультурного пространства, с иной системой ценностей и смыслов, глобальная элита навязывает новые стандарты и определяет поле выбора современной молодежи. Вместе с тем наша образовательная задача — сохранение и воспроизведение памяти для последующих поколений.
Скачивания
Metrics
Литература
Тишков В.А. Историческая культура и идентичность // Уральский исторический вестник. 2011. № 2 (31).
Шнилерман В.А. Социальная память: вопросы теории // Историческая память и российская идентичность / под ред. В.А. Тишкова, Е.А. Пивневой. М., 2018.
«Как будто не про нас»: Путина удивили некоторые школьные пособия по истории // НТВ.Ru. 21.04.2021. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2541882/
Даниил Гранин: Депутатам Бундестага о блокаде Ленинграда. URL: https://www.pravmir.ru/nado-umet-proshhat-no-nado-umet-i-pomnit/ (дата обращения 26.04.2021).
Андреев А. Л. Политическая психология. М., 2002.
Извеков А.И., Бахтуридзе З.З. Кризис идентичности как социокультурное явление: духовная свобода личности и манипуляция массами. СПб., 2012.
«Расскажу вам о войне...». Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках и сознании школьников славянских стран / отв. ред. Т.С. Гузенкова. М., 2012.
Вторая мировая и Великая Отечественная войны в учебниках истории стран СНГ и ЕС: проблемы, подходы, интерпретации : материалы Межд. конф. / под ред. Т.С. Гузенковой, В.Н. Филяновой. М., 2010.
Ковалев В.И. «Завтра война?» Дискурсивный анализ глобальных процессов в мир-системе // Военно-политическая ситуация в мире и безопасность России: сб. докл. / под ред. Г.Г. Тищенко, В.Е. Новикова. М., 2014.
Извеков А.И., Бахтуридзе З.З. Манипуляция массовым сознанием: жертвы и бенефициары. СПб., 2021.
Семёнова В.В. Социальная динамика поколений: проблема и реальность. М., 2009.
Copyright (c) 2021 Сергей Николаевич Погодин , Зейнаб Зелимхановна Бахтуридзе
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.