Автомобиль как маркер идентичности: исторические аспекты

УДК 390 (=471.344) ББК 60.56; 63.4; 63.5

  • Владислав Валентинович Медведев Сургутский государственный педагогический университет (Сургут, Россия)
Ключевые слова: автомобиль, идентичность, маркер, самосознание, этничность, религия, территория

Аннотация

Статья посвящена исследованию новых аспектов демонстрации идентичности в контексте автомобильной культуры и отражает тенденции и стремление автовладельцев акцентировать внимание на идентичности/идентичностях, этническом происхождении, религии, месте рождения и проживания. Автомобиль представлен в качестве объекта, рассматриваемого с позиции семиотического подхода и выполняющего маркирующую роль. На основании опубликованных отечественных и зарубежных работ, а также наблюдений автора автомобиль охарактеризован как маркер идентичности/идентичностей в контексте этничности, религии и территории. Конкретные примеры способствуют пониманию возможностей знаково-символического маркирования для поиска соотечественников в городском пространстве и автомобильном потоке, форм привлечения внимания к автомобилю и лично водителю, «вызова» другим участникам процесса движения.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что визуализация самосознания водителя на корпусе автомобиля и наличие в салоне маркирующих предметов регулярно демонстрируют идентичность / идентичности автовладельца. Потребность в самоидентификации с более широкой общностью существовала всегда, поскольку придавала чувство уверенности и стабильности. Отождествление себя с определенным регионом / городом / сельским поселением конкретизирует связь не только с территорией как местом рождения или предыдущего проживания, но и семьей, широким кругом родственников и друзей, т.е. всем, чем человек дорожит и что для него действительно важно. В более широком восприятии — это отождествление себя с этнической группой/народом, самоопределение индивида как части этнического сообщества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Владислав Валентинович Медведев, Сургутский государственный педагогический университет (Сургут, Россия)

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования

Литература

Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А.В. Лазарева, вступ. статья Н.А. Харламова. М., 2012.

Golley F. Bus Names in Costa Rica // Wester Folklore. 1978. Vol. 37(1).

Edensor T. Automobility and National Identity // Theory, Culture & Society. 2004. Vol. 21. № 4-5.

Alam Y. Automatic Transmission: Ethnicity, Racialization and the Car // Identities: Global Studies in Culture and Power. 2018. Vol. 25, № 3.

Klocker N., Toole S., Tindale A., Kerr S.-M. Ethnically Diverse Transport Behaviours: an Australian Perspective // Geographical Research. 2015. Vol. 53, № 4.

Мищенко Д.Ф. Надписи на такси в Абиджане (Кот-д'Ивуар) // Антропологический форум. 2015. № 24.

Wa-Mungai M. Hidden $ Centz: Rolling the Wheels of Nairobi Matatu // Les paradoxes d'une ville fragmentee. Paris, 2006.

Щепанская Т.Б. Движение и вещь: опыты чтения автомобиля в потоке // Этнографическое обозрение. 2016. № 5.

Исаханян А.З. Автомобильная культура в контексте современных концепций пространства // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Политология. 2016. № 4(36).

Корниленко Ж.В. Собственность как воплощение символического капитала (на примере автомобиля) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 1(31).

Ростова А.В. Способы конструирования идентичности автолюбителей: гендерные аспекты // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1(4).

Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестник Института социологии. 2010. № 1.

Тишков В.А. Междисциплинарный взгляд на историческую память и идентичность // Историческая память и российская идентичность. М., 2018.

Российская антропология и «онтологический поворот». Вып. 2. М., 2017.

Щепанская Т.Б. Вегикулярные маркеры и социальная коммуникация в «потоке» // Российская антропология и «онтологический поворот». Вып. 2. М., 2017.

Долгих М. Крылатая волчица // Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/content/2185-krylataya-volchica.html.

В Казани появились автомобили с надписями Мишарин // Regnum. Информационное агентство. URL: https://regnum.ru/news/1614798.html.

В Калмыкии на автомобили наносят знаки этнической принадлежности // Medform. Самое интересное. URL: http://medform.net/12442-v-kalmykii-na-avtomobili-nanosyat-znaki-etnicheskoy-prinadlezhnosti.html.

Morris D.Z. Cars with the Boom: Identity and Territory in American Postwar Automobile Sound // Technology and Culture. 2014. Vol. 55. № 2.

Как и какие иконы размещать в автомобиле // Bigpicture.ru. Новости в фотографиях. URL: https:// bigpicture.ru/?p=592952.

Щепанская Т.Б. Диалоги с вещами: конструирование виртуального партнера в рамках инструментальной деятельности // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия: Филология. Искусствоведение. 2011. № 24(239). Вып. 57.

Опубликован
2019-12-13
Как цитировать
1. Медведев В. В. Автомобиль как маркер идентичности: исторические аспекты // Известия Алтайского государственного университета, 2019. № 6(110). С. 67-74. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282019%296-11.
Раздел
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины