Автомобиль как маркер идентичности: исторические аспекты

УДК 390 (=471.344) ББК 60.56; 63.4; 63.5

  • Владислав Валентинович Медведев Сургутский государственный педагогический университет (Сургут, Россия)
Ключевые слова: автомобиль, идентичность, маркер, самосознание, этничность, религия, территория

Аннотация

Статья посвящена исследованию новых аспектов демонстрации идентичности в контексте автомобильной культуры и отражает тенденции и стремление автовладельцев акцентировать внимание на идентичности/идентичностях, этническом происхождении, религии, месте рождения и проживания. Автомобиль представлен в качестве объекта, рассматриваемого с позиции семиотического подхода и выполняющего маркирующую роль. На основании опубликованных отечественных и зарубежных работ, а также наблюдений автора автомобиль охарактеризован как маркер идентичности/идентичностей в контексте этничности, религии и территории. Конкретные примеры способствуют пониманию возможностей знаково-символического маркирования для поиска соотечественников в городском пространстве и автомобильном потоке, форм привлечения внимания к автомобилю и лично водителю, «вызова» другим участникам процесса движения.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что визуализация самосознания водителя на корпусе автомобиля и наличие в салоне маркирующих предметов регулярно демонстрируют идентичность / идентичности автовладельца. Потребность в самоидентификации с более широкой общностью существовала всегда, поскольку придавала чувство уверенности и стабильности. Отождествление себя с определенным регионом / городом / сельским поселением конкретизирует связь не только с территорией как местом рождения или предыдущего проживания, но и семьей, широким кругом родственников и друзей, т.е. всем, чем человек дорожит и что для него действительно важно. В более широком восприятии — это отождествление себя с этнической группой/народом, самоопределение индивида как части этнического сообщества.

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Владислав Валентинович Медведев, Сургутский государственный педагогический университет (Сургут, Россия)

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования

Литература

Урри Дж. Мобильности / пер. с англ. А.В. Лазарева, вступ. статья Н.А. Харламова. М., 2012.

Golley F. Bus Names in Costa Rica // Wester Folklore. 1978. Vol. 37(1).

Edensor T. Automobility and National Identity // Theory, Culture & Society. 2004. Vol. 21. № 4-5.

Alam Y. Automatic Transmission: Ethnicity, Racialization and the Car // Identities: Global Studies in Culture and Power. 2018. Vol. 25, № 3.

Klocker N., Toole S., Tindale A., Kerr S.-M. Ethnically Diverse Transport Behaviours: an Australian Perspective // Geographical Research. 2015. Vol. 53, № 4.

Мищенко Д.Ф. Надписи на такси в Абиджане (Кот-д'Ивуар) // Антропологический форум. 2015. № 24.

Wa-Mungai M. Hidden $ Centz: Rolling the Wheels of Nairobi Matatu // Les paradoxes d'une ville fragmentee. Paris, 2006.

Щепанская Т.Б. Движение и вещь: опыты чтения автомобиля в потоке // Этнографическое обозрение. 2016. № 5.

Исаханян А.З. Автомобильная культура в контексте современных концепций пространства // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Философия. Социология. Политология. 2016. № 4(36).

Корниленко Ж.В. Собственность как воплощение символического капитала (на примере автомобиля) // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2016. № 1(31).

Ростова А.В. Способы конструирования идентичности автолюбителей: гендерные аспекты // Гражданское общество в России: состояние, тенденции, перспективы. 2015. № 1(4).

Дробижева Л.М. Этничность в современном обществе: новые подходы, старые мифы, социальные практики // Вестник Института социологии. 2010. № 1.

Тишков В.А. Междисциплинарный взгляд на историческую память и идентичность // Историческая память и российская идентичность. М., 2018.

Российская антропология и «онтологический поворот». Вып. 2. М., 2017.

Щепанская Т.Б. Вегикулярные маркеры и социальная коммуникация в «потоке» // Российская антропология и «онтологический поворот». Вып. 2. М., 2017.

Долгих М. Крылатая волчица // Национальный акцент. URL: http://nazaccent.ru/content/2185-krylataya-volchica.html.

В Казани появились автомобили с надписями Мишарин // Regnum. Информационное агентство. URL: https://regnum.ru/news/1614798.html.

В Калмыкии на автомобили наносят знаки этнической принадлежности // Medform. Самое интересное. URL: http://medform.net/12442-v-kalmykii-na-avtomobili-nanosyat-znaki-etnicheskoy-prinadlezhnosti.html.

Morris D.Z. Cars with the Boom: Identity and Territory in American Postwar Automobile Sound // Technology and Culture. 2014. Vol. 55. № 2.

Как и какие иконы размещать в автомобиле // Bigpicture.ru. Новости в фотографиях. URL: https:// bigpicture.ru/?p=592952.

Щепанская Т.Б. Диалоги с вещами: конструирование виртуального партнера в рамках инструментальной деятельности // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия: Филология. Искусствоведение. 2011. № 24(239). Вып. 57.

Опубликован
2019-12-13
Как цитировать
Медведев, В. В. (2019). Автомобиль как маркер идентичности: исторические аспекты. Известия Алтайского государственного университета, (6(110), 67-74. https://doi.org/10.14258/izvasu(2019)6-11
Раздел
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины