Интеллектуальный потенциал университетов как фактор модернизации шотландского общества XVIII в.

  • Наталья Александровна Заусаева Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Email: nataza@mail.ru
Ключевые слова: университеты, модернизация, философия, дискуссии, улучшение, клубы и общества

Аннотация

Модернизация общества представляет собой сложный процесс изменений, протекающих в различных сферах жизнедеятельности общества, взаимосвязанных между собой. До сих пор изучение механизма осуществления модернизационных процессов находится на пересечении различных наук, поскольку существует множество факторов, способных повлиять на их протекание. В статье рассматривается роль интеллектуального потенциала университетов Шотландии XVIII в. в модернизаци-онных процессах шотландского общества. Прежде всего обращается внимание на то, что в системе образования страны к началу XVIII в. были проведены реформы, ставшие стимулом к дальнейшему совершенствованию общества. Важными предпосылками активизации университетского сообщества стали протестантские идеи и традиции формирования власти в религиозных общинах, обязательное изучение философии на протяжении периода обучения, включение в философию юридических и моральных знаний. Делаются выводы о влиянии данных предпосылок на распространение практики дискуссий в университетах, а также в создаваемых клубах и обществах по улучшению различных аспектов жизни шотландского общества, организаторами которых зачастую выступали университетские интеллектуалы. Дискуссионный характер обучения и деятельность «обществ по улучшению» стали факторами дальнейшей модернизации образования, экономики и социальной сферы, а также грядущей промышленной революции.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Наталья Александровна Заусаева, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры политологии

Литература

Малкин С.Г. Лаборатория империи: мятеж и колониальное знание в Великобритании в век просвещения. М., 2016.

Хоскинг Дж. Доверие: история. М., 2016.

Голдстоун Дж. Почему Европа? Возвышение Запада в мировой истории, 1500-1850. М., 2014.

Коллини С. Зачем нужны университеты? М., 2016.

Мур-младший Б. Социальные истоки диктатуры и демократии: Роль помещика и крестьянина в создании современного мира. М., 2016.

Микешин М.И. Социальная философия шотландского Просвещения. СПб., 2005.

Арриги Д. Адам Смит в Пекине: Что получил в наследство XXI век. М., 2009.

Хайлбронер Р. Философы от мира сего. М., 2008.

Микешин М. И. Интеллектуалы и их среда. Клубы и общества в Шотландии в ХVIII веке // Человек. 2004. №1.

Хабермас Ю. Первым почуять важное. Что отличает интеллектуала // Неприкосновенный запас. 2006. №3.

Шестаков В.П. Русские в британских университетах: опыт интеллектуальной истории и культурного обмена. СПб., 2009.

McBriar A.M. Fabian Socialism and English Politics, 1884-1918. Cambridge, 1962.

Опубликован
2019-06-28
Как цитировать
Заусаева Н. А. Интеллектуальный потенциал университетов как фактор модернизации шотландского общества XVIII в. // Известия Алтайского государственного университета, 2019, № 3(107). С. 67-71 DOI: 10.14258/izvasu(2019)3-11. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282019%293-11.
Раздел
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины