К вопросу о нравственных основаниях государственной идеологии
Аннотация
Исследуются фундаментальные нравственные основания государственной идеологии. Рассматриваются пять фундаментальных нравственных оснований («вред», «справедливость», «групповая принадлежность», «авторитет» и «неприкосновенность») применительно к либеральной и консервативной идеологии.
Автор приходит к выводам, согласно которым либералы строят свои убеждения на таких фундаментальных нравственных основаниях, как «вред» и «справедливость», при этом практически полностью игнорируя «групповую принадлежность», «авторитет» и «неприкосновенность», открыты к переменам и получению нового опыта как в личной, так и в политической жизни. Они в большей степени обеспокоены социальной несправедливостью, демонстрируя поддержку однополым бракам, абортам и феминистическим движениям. Консерваторы, опираясь на пять фундаментальных нравственных оснований, рассматривают традиционные ценности как фундамент общества и боятся, что этот фундамент может быть разрушен, а вместе с ним может быть разрушено и само общество. Именно консерватизм наиболее остро ощущает свою связь с «уходящим миром» и, наиболее остро ощущая угрозу, связанную с разрушением традиционных оснований общественного порядка, напоминает людям о желательности и необходимости государственных институтов.
Скачивания
Metrics
Литература
Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. — М., 1938.
Rancière J. Althusser`s Lesson. — L., 2011.
Гросул В.Я., Итенберг Г.С. Твардовская В.А., Шацило К.Ф., Эймонтова Р.Г. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. — М., 2000.
Ossewaarde M.R.R. Tocqueville`s Moral and Political Thought. New Liberalism. — L., 2004.
Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Колледже де Франс в 1978–1979 учебном году / пер. с фр. А.В. Дьяков. — СПб., 2010.
Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994.
Burk E. Reflection on The French Revolution. — L., 1951.
Гарбузов В.В. Консерватизм: ценности, идеи, политика // Метаморфозы истории. — 1997. — № 1.
Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России : статьи 1948–1954 гг. : в 2 т. — Т. 1. — М., 1992.
Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России : статьи 1948–1954 гг. : в 2 т. Т. 2. — М., 1992.
Adorno T.W., Frenkel-Brunswik E., Levinson D.J., Sanford R.N. The Authoritarian Personality. — N.Y., 1950.
Graham J., Haidt J., Nosek B. Liberals and Conservatives Rely on Different Sets of Moral Foundations // Journal of Personality and Social Psychology. — 2009. — Vol. 96, No. 5.
Haidt J. The Righteous Mind: Why Good People are Divided by Politics and Religion. N.Y., 2012. — URL: http://righteousmind.com/wp-content/uploads/2013/08/ch07.RighteousMind.final_.pdf.
Вааль Ф. де. Истоки морали: В поисках человеческого у приматов. — М., 2017.
Power M. The Egalitarians — Human and Chimpanzee: an Anthropological View of Social Organization. — Cambridge, 1991.
Jacobs T. Liberals Aren`t Un-American. Conservatives Aren`t Ignorant // UTNE Reader. — 2009. — URL: http://www.unte.com/Politics/Liberals-Arent-Un-American-Conservatives-Arent-Ignorant.aspx.
John T. Jost, Brian A. Nosek, and Samuel D. Gosling. Ideology: Its Resurgence in Social, Personality, and Political Psychology // Perspectives on Psychological Science. 2008. — Vol. 3, Issue 2.
Jost J., Nosek B., and Gosling S. Ideology: Its Resurgence in Social, Personality, and Political Psychology // Perspectives on Psychological Science. 2008. — Vol. 3, Issue 2.
Wilson G.D. The Psychology of Conservatism. — L., 1973.
Киреевский И.В. История русской философии : полн. собр. соч. — М., 2000.
Хомяков Д.А. Православие. Самодержавие. Народность. — М., 2004.
Бердяев Н.А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. — М., 2008.
Ремизов М.В. Миссия консерватизма в современном мире // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. — 2010. — № 4.