ШОС как механизм урегулирования погранично-территориального вопроса между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой
Аннотация
Последовательно рассматриваются основные этапы пограничных проблем и русско-китайского разграничения Центральной Азии и Кыргызстана. Как известно, после распада Советского Союза в 1991 г. граница между СССР и Китаем трансформировалась в связи с образованием в центральноазиатском регионе новых суверенных государств. Китайская Народная Республика (КНР) стала граничить не только с Российской Федерацией, но и с государствами Центральной Азии — Кыргызской Республикой, Республикой Казахстан и Республикой Таджикистан, что требовало урегулирования и решения уже с соседними странами пограничных проблем, оставленных от русско-китайских и советско-китайских межгосударственных отношений. В этих условиях главной задачей КНР и новых постсоветских стран стало укрепление стабильности в регионе и выстраивание добрососедских отношений. На решение этой задачи была направлена деятельность «Шанхайской пятерки», а затем и полноформатного международного объединения — Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
На протяжении длительного времени (период Российской и Цинской империй и советской эпохи) так и не были окончательно решены спорные пограничные проблемы между этими странами. На третьем этапе постсоветского периода (конец XX — начало XXI в.) территориальные проблемы были урегулированы исключительно мирными дипломатическими средствами заинтересованных сторон. Практическая деятельность ШОС успешно продвинула процесс решения оставленных историей пограничных вопросов в отношениях Китая с Кыргызстаном и остальными государствами — членами ШОС.
Скачивания
Metrics
Литература
Моисеев В.А. Россия и Китай в Центральной Азии (вторая половина XIX в. — 1917 г.). — Барнаул, 2003.
Кыргызско-китайская граница: исторические документы и научные работы. — Бишкек, 2002.
Воскресенский А.Д. Китай и Россия в Евразии: историческая динамика политических взаимовлияний. — М., 2004.
Петров В. Как образовались «белые пятна» на киргизо-китайской границе — версия Бишкека. Во всем виноват П. Семенов-Тянь-Шаньский [Электронный ресурс]. — URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1025495880.
Восточный вектор внешней политики Кыргызстана: Азиатско-Тихоокеанский регион и Ближний Восток / под общ. ред. А.Л. Салиева. — Бишкек, 2011.
Соглашение о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы // Сборник российско-китайских договоров. 1949–1999. — М., 1999.
ШОС как фактор интеграции: фундаментальное исследование / под ред. А.Л. Салиева. — Бишкек, 2012.
Суздальцев А.И. Постсоветское пространство: единство и многообразие // Россия и мир. Новая эпоха. 12 лет, которые могут все изменить / под ред. С.А. Караганова. — М., 2008.
«О межгосударственных договорах» от 22 июня 1999 г.; Дополнительное соглашение между Кыргызской Республикой и Китайской Народной Республикой о кыргызскокитайской государственной границе: Закон Кыргызской Республики от 26 августа 1999 г. Ратифицировано Законом КР от 25 мая 2002 г. № 88 [Электронный ресурс]. — URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/17375.
О кыргызско–китайской границе // Слово Кыргызстана. — 2001. — №36.