Синтез социокультурных и политико-идеологических конструктов и сторического образования и науки в контексте советского общественного сознания: модели, формы, периодизация

  • Д.В. Хаминов Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия); Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Томск, Россия)
Ключевые слова: историческая наука, историческое образование, историческое сознание, советская идеология, общественное сознание

Аннотация

Рассматриваются проблемы организационной и смысловой структуры советского исторического образования. На основе впервые введенных в научный оборот архивных источников анализируется процесс формирования и эволюции советской государственной политики в отношении исторической науки и ее преподавания в высшей школе. Реконструируется процесс формирования советского исторического сознания как ведущего элемента советской социально-политической идентичности. Выявленные закономерности этого процесса позволяют выделить две основные составляющие советского исторического сознания: социокультурную и политико-идеологическую, вступавшие в сложное многоуровневое взаимодействие в контексте их синтеза, осуществлявшегося в рамках высшего исторического образования и организации науки. Результаты этого взаимодействия, носившего неоднозначный и противоречивый характер, обусловили двойственную природу советского исторического сознания, обеспечивавшего преемственность с предыдущими эпохами, но критически зависимого от политической конъюнктуры.

DOI 10.14258/izvasu(2017)2-36

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Биография автора

Д.В. Хаминов, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия); Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (Томск, Россия)
кандидат исторических наук,  доцент, докторант кафедры современной отечественной истории; заведующий  кафедрой  теории права

Литература

Гордон А.В. Восстановление исторического образования (1934-2004) // Философский век. - 2005. - Т. 2.

Гордина Е.Д. История как инструмент патриотического воспитания в СССР накануне и в начале Великой Отечественной войны // Преподавание истории в школе. - 2010. - № 3.

Дорога к академическому совершенству: Становление исследовательских университетов мирового класса. - М., 2012.

О преподавании гражданской истории в школах СССР: Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 15 мая 1934 г. // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. - 1934. - 16 мая. - № 113.

Правда (Москва). - 1941. - 2 февр.

Сталин И.В., Киров С.М., Жданов А.А. Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР (8 августа 1934 года) // Правда. - 1936. - 27 янв.

Сталин И.В., Киров С.М., Жданов А.А. Замечания о конспекте учебника новой истории (9 августа 1934 года) // Правда. - 1936. - 27 янв.

Сталин И.В. Об учебнике истории ВКП(б): письмо составителям учебника истории ВКП(б) // Правда. - 1937. - 6 мая.

История Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс. - М., 1938.

Государственный архив социально-политической истории Тюменской области. - Ф. П-1438. - Оп. 1. - Д. 9.

Центр документации новейшей истории Томской области. - Ф. 321. - Оп. 3. - Д. 1.

Государственный архив Иркутской области. - Ф. Р-71. - Оп. 1. - Д. 487.

Лигачев Е.К. Избранные речи и статьи. - М., 1989.

Исторический архив Омской области. - Ф. Р-2880. - Оп. 1. - Д. 27.

Конституция СССР // Ведомости ВС СССР. - 1977. - № 41. - Ст. 617.

Государственный архив Алтайского края. - Ф. П-385. - Оп. 1. - Д. 121.

Как цитировать
Хаминов, Д. (1). Синтез социокультурных и политико-идеологических конструктов и сторического образования и науки в контексте советского общественного сознания: модели, формы, периодизация. Известия Алтайского государственного университета, (2(94). https://doi.org/10.14258/izvasu(2017)2-36