Социологические теории как методологическая основа исторических исследований

  • И.В. Синова Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург, Россия)
Ключевые слова: методология истории, девиантное поведение, габитус, повседневная жизнь, аномия, суициды, социологические теории

Аннотация

Статья посвящена анализу использования в условиях интеграции подходов к социальным знаниям и междисциплинарности в качестве основы исторических исследований социологических теорий Э. Дюркгейма, Р. Мертона, П. Бурдье, которые служат эффективным инструментом и позволяют объективно рассматривать разнообразные объекты действительности. Показано применение учёными теории аномии при анализе политических, экономических и социальных трансформаций для исследования страны в целом и отдельных регионов в период кризисных явлений, революций и войн. Проанализированы пути и формы исследования вопросов повседневной жизни, выявления стиля, действий и мышления людей на основе социологических теорий. Рассмотрены разнообразные подходы к анализу девиантного поведения с точки зрения социологических теорий применительно к повседневным практикам. Показано использование теории П. Бурдье на исследование влияния городского российского социума на формирование габитуса в процессе воспитания в результате отражения культурного опыта конкретной социальной среды, её религиозных и идеологических установок. На конкретных примерах проиллюстрировано, что социологические теории при исследовании исторических процессов и явлений позволяют расширять, систематизировать и обобщать факты, а также выявлять закономерности развития общества.

DOI 10.14258/izvasu(2017)2-34

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

И.В. Синова, Санкт-Петербургский государственный экономический университет (Санкт-Петербург, Россия)
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений, медиалогии, политологии и истории

Литература

Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии. 1920-1930 годы. - СПб., 1999.

Лебина Н. Б. Советская повседневность: нормы и аномалии. От военного коммунизма к большому стилю. - М., 2015.

Дюркгейм Э. Самоубийства: социологический этюд. - М., 1994.

Мертон Р. Социальная теория и социальная структура // Социс. - 1992. - № 2.

Лярский А. Б. Самоубийства учащихся как феномен системы социализации в России на рубеже XIX-XX веков. - СПб., 2010.

Синова И.В. Дети в городском российском социуме во второй половине XIX - начале XX вв.: проблемы социализации, девиантности и жестокого обращения. - СПб., 2014.

Синова И.В. Самоубийство детей как социальная проблема на рубеже XIX-XX веков // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. - 2012. - Т. 4. - № 4.

Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 2-е изд., испр. и доп. - СПб., 2007.

Безгин В.Б., Жеребчиков Д.П. Социальные девиации периода российской модернизации в современных исторических исследованиях // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. - 2015. - № 5 (49).

Гвоздев И. О врожденных и приобретенных свойствах детей как зачатков преступности взрослых. - СПб., 1896.

Синова И.В. Русская городская детская повседневность во второй половине XIX - начале XX вв. Историкоантропологический аспект // Rosyjskie dziecinstwo. Русское детство / pod redakcja Katarzyny Dudy i Andrzeja Dudka. - Krakow, 2015.

Хасс Д. Война и воспроизводство гендерных отношений: случай блокадного Ленинграда // Маленький человек и большая война в истории России: середина XIX - середина XX в.: материалы международного коллоквиума / отв. ред. Н.В. Михайлов, Я. Плампер. (Санкт-Петербург, 17-20 июня 2013 г.). - СПб., 2014.

Как цитировать
Синова, И. (1). Социологические теории как методологическая основа исторических исследований. Известия Алтайского государственного университета, (2(94). https://doi.org/10.14258/izvasu(2017)2-34