Организация подрядов и поставок в частном железнодорожном строительстве Азиатской России в начале ХХ в.
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению одного из малоизученных вопросов истории частного железнодорожного строительства в Азиатской России в начале ХХ в. Сооружение и начальный период эксплуатации частных железных дорог Сибири и Туркестана рассматривается через призму развития предпринимательства на основе формирования и функционирования подрядческого капитала. Особое внимание уделено экономическому обоснованию механизма взаимодействия правлений частных железнодорожных обществ и крупных подрядчиков, имевших значительные капиталы для добросовестного выполнения подрядных обязательств. Дается характеристика рода занятий, сословной принадлежности, основных направлений деятельности, очерчивается круг обязанностей крупных подрядчиков на примере Алтайской, Ачинско-Минусинской и Семиреченской железнодорожных магистралей. Рассматриваются основные пути и возможности формирования отрядов субподрядчиков на частных железных дорогах Сибири, предпринимается попытка вскрыть причины отсутствия подобной предпринимательской активности на частных железных дорогах Туркестана. Ведение строительных работ и подготовка линий к эксплуатации были сопряжены со значительными трудностями в условиях Первой мировой войны. Делается вывод, что на частных железных дорогах Азиатской России ведущие позиции занимал российский европейский капитал, на страже интересов которого стояли крупные коммерческие банки.
DOI 10.14258/izvasu(2015)4.1-01
Скачивания
Metrics
Литература
Российский государственный исторический архив (РГИА). - Ф. 273. - Оп. 2. - Д. 67.
Макаревич В.И. Подрядчики на строительстве Алтайской железной дороги // Материалы научной конференции профессорско-преподавательского состава. - Усть-Каменогорск, 1974.
РГИА. - Ф. 291. - Оп. 1. - Д. 5.
Ачинский филиал государственного архива Красноярского края (АФ ГАКК). - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 14.
РГИА. - Ф. 630. - Оп. 2. - Д. 1052.
Центральный государственный архив Республики Казахстан (ЦГА РК). - Ф. 65. - Оп. 1. - Д. 11.
РГИА. - Ф. 268. - Оп. 3. - Д. 1475.
АФ ГАКК. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 20.
РГИА. - Ф. 634. - Оп. 1. - Д. 111.
РГИА. - Ф. 291. - Оп. 1. - Д. 13.
АФ ГАКК. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 10.
АФ ГАКК. - Ф. 16. - Оп. 1. - Д. 2.
РГИА. - Ф. 576. - Оп. 23. - Д. 30.
Волобуев В.П., Гефтер М.Я. Монополии в металлообрабатывающей промышленности царизма в начале ХХ в. // Материалы по истории СССР. - М., 1952. - Т. 2.
Баталова Т.И. Подряды и поставки на строительстве частных железных дорог Сибири // Вторые исторические чтения Томского государственного педагогического университета : материалы Международной конференции. - Томск, 2008.
РГИА. - Ф. 1517. - Оп. 1. - Д. 532.
РГИА. - Ф. 291. - Оп. 1. - Д. 15.
Андреева Т.И. Семиреченская железная дорога // Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 : энциклопедия: в 3 т. - М., 2014. - Т. 3.
РГИА. - Ф. 268. - Оп. 3. - Д. 1195.
Туркестанский голос. - 1916. - 18 авг.