Философия всемирной истории А. Тойнби: синтез или эклектика?
Аннотация
Анализируется философия всемирной истории одного из выдающихся представителей европейской мысли XX в. А. Тойнби. Поводом для обращения к уже достаточно исследованному творчеству оказалось не вполне правомерное, на взгляд автора, отнесение британского мыслителя к сторонникам идеи локальных культур. И это тем более очевидно, что сам А. Тойнби выступил с достаточно резкой критикой взглядов О. Шпенглера, заявив, что локальные культуры — это вехи времени, а не островки замкнутой в себе истории. Автор показывает, что для британского мыслителя характерны скорее компромиссные решения, в которых просматривается стремление соединить в одно целое наиболее сильные стороны существующих философско-исторических концепций (универсальной истории, локальных культур исторического параллелизма). Такая интенция обнаруживается и в его концепте истории как дискретной целостности, и в решении вопроса о границах и направленности истории. Но сама эта попытка синтеза не всегда оказывается удачной и нередко выглядит как эклектика.
DOI 10.14258/izvasu(2015)3.2-41
Скачивания
Metrics
Литература
Философия истории : учебное пособие / под ред. А.С. Панарина. - М., 1999.
Губман Б.Л. Западная философия культуры 20 века. - Тверь, 1997.
Тойнби А. Постижение истории. - М., 1991.
Гегель Г. Лекции по философии истории. - СПб., 1993.
Шеллинг Ф. Введение в философию мифологии // Соч.: в 2 т. - М., 1989. - Т. 2.
Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.
Энгельс Ф. Энгельс - Йозефу Блоху В Кенинсберг (22) сентября 1890 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения : в 3 т. - М., 1983. - Т. 3.
Гердер И. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977.