Траектории рудовозных трактов от Колыванского завода и Змеиногорского рудника до Барнаула в середине XVIII в.
УДК 94(571.150-25) ББК 63.3(2Рос-4Алт)51
Аннотация
В статье освещены характер и ведущие факторы эволюции траекторий рудовозных дорог и путей от Колыванского завода и Змеиногорского рудника до Барнаула в середине XVIII в. На основе делопроизводственной документации и картографических материалов проанализированы сухопутные маршруты, использовавшиеся в производственных целях. К середине столетия коммуникации, прокладывавшиеся для обеспечения нужд промышленных предприятий, стали доминирующими в формирующейся дорожной системе региона. Ключевыми факторами, влиявшими на выбор направлений грузоперевозок, становились протяженность пути, наличие поселений, леса и покосов, количество и уровень сложности переправ через реки, болотистые места, овраги. Автор приходит к выводу, что, в отличие от первых лет кабинетского управления Алтайским металлургическим комплексом, к концу 1750-х гг. транспортные маршруты определялись на основе сети уже существовавших проселочных дорог. В действиях колывано-воскресенской администрации по изысканию рудовозных трактов в середине XVIII в. сосуществовали две тенденции, обусловленные стремлением удешевить перевозки: спрямление путей и выбор траекторий с минимальным количеством речных переправ.
Скачивания
Metrics
Литература
Булыгин Ю.С. Первые крестьяне на Алтае. Барнаул, 1974.
Булыгин Ю.С. Пути-дороги Алтая в XVIII в. // Алтайский сборник. Вып. 20. Барнаул, 2000.
Кароннов В.А. Путевые дневники начальников Колывано-Воскресенских заводов как источник по истории дорожной сети в XVIII в. // Ломоносовские чтения на Алтае. Барнаул, 2015.
Малолетко А.А. Алтайский горный округ в XVIII в. (транспортные системы). Томск, 2015.
Дунец А.Н., Исаев В.В., Рыгалова М.В., Колокольцев М.Г. Дороги Алтайского края: от первых верст до наших дней. Барнаул, 2017.
Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 1. Оп. 1. Д. 49.
Моисеев В.А. Змеиногорский рудник во второй половине XVIII в. // Серебряный венец России (Очерки истории Змеиногорска). Барнаул, 1999.
Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского Государства. Ч. 2. Кн. 2. СПб., 1786.
Кароннов В.А. Водные пути перевозки руды в Ко-лывано-Воскресенском горном ведомстве в XVIII в. // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых. Новосибирск, 2011.
ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 29.
ГААК. Ф. 50. Оп. 21. Д. 936а.
Ренованц И.М. Минералогические, географические и другие смешанные известия о Алтайских горах, принадлежащих к Российскому владению. СПб., 1792.
ГААК. Ф. 50. Оп. 21. Д. 936б.
ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 95.
Ведерников В.В. Кабинетская цветная металлургия Сибири в XVIII — первой половине XIX в. Барнаул, 2012.
ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 130.
ГААК. Ф. 50. Оп. 21. Д. 937.
Малолетко А.А. Изыскание шихтмейстером Иваном Денисовым тракта от Змеевского рудника до Каба-новской пристани (1753 г.) // Вестник ТГУ № 334. 2010.
ГААК. Ф. 50. Оп. 18. Д. 64.
ГААК. Ф. 50. Оп. 21. Д. 936.
Кислицын В.Н. Дорожная карта И.И. Ползунова // Ползуновский альманах. 2009. № 3, т. 1.
ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 259.
ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 129.
ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 172.
ГААК. Ф. 1. Оп. 1. Д. 396.
Кароннов В.А., Старовойтова А.Л. Вольнонаемная транспортировка плавильного сырья приписным населением Алтая в XVIII в. // История и краеведение Западной Сибири: проблемы и перспективы изучения. Ишим, 2013.
Copyright (c) 2023 Любовь Геннадьевна Зайцева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.