Киргизско-китайские связи в эпоху Тан и их отражение в эпосе «Манас»

УДК 94(575.2)+94(510)+398.22 ББК 63.3(5Кир)+63.3(5Кит)4+83.014.1

  • Канат Жалилович Садыков Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына (Бишкек, Киргизия) Email: s_kanat@mail.ru
Ключевые слова: этногенез древних киргизов, историзм эпоса «Манас», енисейские киргизы, киргизы на Тянь-Шане, китайские летописи эпохи Тан, уйгурский каганат, киргизский каганат, эпическая память, исторический прототип Манаса

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам ранней этнической истории киргизов, получивших освещение в китайских летописях эпохи Тан. Историографические данные о киргизах этого периода сопоставляются с отдельными элементами сюжета эпоса «Манас», центральной темой которых является насильственное переселение киргизских племен с территории Тянь-Шаня и Ала-Тоо на Алтай и дальние северо-восточные земли. Согласно эпическому сюжету после рождения Манаса на Алтае и его избрания ханом киргизы отвоевывали свои исконные территории у этнических противников — кара-китаев и манчжур. В работе анализируется специфическая ситуация в эпической памяти киргизов, связанная с тем, что в эпосе «Манас» не упоминаются уйгуры VIII-IX вв. рода «яглаккар», получившие в танских летописях наименование «илоге». Но прототипом эпического Манаса, вероятно, послужил реальный исторический хан киргизов начала IX в., родившийся в алтайский период, сумевший добиться независимости и усиления киргизов на территории Алтая и разгромивший столицу уйгурского каганата Орду Балык. По мнению автора, в имени эпического противника киргизов хана Алооке сохранились отголоски средневекового периода истории.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Канат Жалилович Садыков, Киргизский национальный университет им. Жусупа Баласагына (Бишкек, Киргизия)

кандидат филологических наук, доцент, ректор

Литература

Мокеев А. Киргизы на Алтае и на Тяшь-Шане. Бишкек, 2010.

Бернштам А.Н. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI-VIII веков. М. ; Л., 1946.

Ханзу жазмаларындагы киргиздар.(Тан Шу. Новая танская летопись, свиток 217, киргизы). Синьцзянь, 2004 (на киргизском яз.).

Эсен уулу Кылыч. Хагяс. История енисейских киргизов. Бишкек, 2013.

Манас. Героический эпос: по варианту Саякбая Каралаева. Бишкек, 2010.

Гаврилова А.А. Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен. М. ; Л., 1965.

Савинов Д.Г. Памятники енисейских киргизов на Горном Алтае // Вопросы истории Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980.

«Манас» — исторический эпос киргизского народа: по варианту Жусупа Мамая. Синьцзянь, 2012 (на киргиз. яз.).

Бернштам А.Н. Эпоха возникновения киргизского эпоса «Манас» // «Манас» — героический эпос киргизского народа. Фрунзе, 1963.

Жирмунский В.М. Введение в изучение эпоса «Манас» // Киргизский героический эпос «Манас». М., 1961.

Кыдырбаева Р.З. Генезис эпоса «Манас». Фрунзе, 1980.

Юнусалиев Б.М. К вопросу о формировании общенационального киргизского языка // Труды Института языка и литературы АН Киргизской ССР. Вып. VI. Фрунзе, 1956.

Опубликован
2022-06-06
Как цитировать
Садыков К. Ж. Киргизско-китайские связи в эпоху Тан и их отражение в эпосе «Манас» // Известия Алтайского государственного университета, 2022, № 2(124). С. 55-61 DOI: 10.14258/izvasu(2022)2-08. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282022%292-08.
Раздел
Всеобщая история. Специальные исторические дисциплины