Индекс этнической толерантности как методика изучения межнациональных отношений в среде студенческой молодежи (на примере Алтайского государственного университета)

  • Н.П. Коробкова Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
  • А.Д. Дерендяева Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
  • Д.А. Казанцев Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Ключевые слова: этническая толерантность, интолерантность, этническая нетерпимость, эмпатия, ксенофобия, миграционные процессы, студенческая молодежь, индекс этнической толерантности, межэтническая коммуникация, межкультурный диалог, этнокультурная политика

Аннотация

В современном глобализирующемся мире толерантность является базовой ценностью для становления личности и формирования ее сознания. Статья посвящена результатам исследования уровня этнической толерантности студенческой молодежи на примере Алтайского государственного университета (АлтГУ). В настоящее время ключевым приоритетом стратегического развития АлтГУ выступает его интеграция в образовательное пространство стран Азии. За последние годы стремительно растут контакты с зарубежными и региональными вузами, в том числе в рамках программ по международному обмену студентами. Основываясь на материалах опроса общественного мнения студенчества АлтГУ и используя методику измерения индекса толерантности, исследователи показывают высокий уровень этнической толерантности в академической среде. Полученные данные указывают на определенную степень готовности молодежи к межэтнической коммуникации в культурно-образовательном пространстве. Особое внимание обращено на факторы, которые содействуют формированию этнической терпимости. Вместе с тем авторы выявляют противоречивость ценностной позиции части молодежи: на многие вопросы, касающиеся отношения к другим национально-этническим группам, респонденты затруднялись давать ответы либо предпочитали нейтральный вариант ответа. Данное положение несет скрытую угрозу, поскольку такие ответы говорят о малозначительном весе толерантности как ценности в сознании этих студентов. Исходя из двойственности позиции, занятой студенчеством, необходимо целенаправленно проводить этнокультурную политику, ориентированную на повышение уровня этнической толерантности в среде университета.

DOI 10.14258/izvasu(2015)2.1-43

Скачивания

Данные скачивания пока не доступны.
DOI:https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)2.1-40

Биографии авторов

Н.П. Коробкова, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
кандидат исторических наук, доцент кафедры политической истории
А.Д. Дерендяева, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
магистрант факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии 
Д.А. Казанцев, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
магистрант факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии 

Литература

Бакулина С.Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам. - М., 2014.

Халилова А.А. Подходы к пониманию феномена толерантности // Толерантность в современном обществе: опыт междисциплинарных исследований : сб. науч. ст. / под ред. М.В. Новикова. - Ярославль, 2011.

Омельченко Д.А., Гончарова Н.П., Максимова С.Г., Авдеева Г.С. Образ мигранта в сознании россиян (по результатам опросов общественного мнения и психосоматических исследований в четырех регионах России) // Социальная интеграция и демографическая безопасность приграничных регионов России: проблемы старения, репродуктивного здоровья и миграции : сб. материалов междун. науч. мероприятий / отв. ред. С.Г. Максимова. - Барнаул, 2013.

Психодиагностика толерантности личности /под ред. Г.У Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М., 2008.

Золотухин В.М. Толерантность. - Кемерово, 2001.

Как цитировать
Коробкова, Н., Дерендяева, А., & Казанцев, Д. (1). Индекс этнической толерантности как методика изучения межнациональных отношений в среде студенческой молодежи (на примере Алтайского государственного университета). Известия Алтайского государственного университета, (2/1(86). https://doi.org/10.14258/izvasu(2015)2.1-40