Формирование советской идеологии в школе и вузах в 1920-1930-х гг. в СССР

УДК 94(47+57):301.152 ББК 63.3(2)614-72

  • Алексей Анатольевич Шмаков Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия) Email: Shmakov@vuc.unn.ru
  • Алим Маратович Абидулин Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия) Email: abidulin@imomi.unn.ru
Ключевые слова: образование, школа, вуз, высшее образование, идеология, пропаганда

Аннотация

Образование в СССР стало результатом взаимодействия социально-экономических, политических и идеологические процессов, а также революционного настроя на создание социалистического государства. Это позволило объединить регионы под единым флагом, использовать более эффективно ресурсы и сделать государство более устойчивым в международных отношениях. Революционные события и последующее образование Союза ССР послужили причиной реформирования всей системы власти в стране, вызвали необходимость изменений во всех сферах жизни, включая и образование. Высшее руководство страны понимало, что для создания, обоснования и поддержания нового общественного строя требуются титанические усилия по изменению мировоззрения населения страны, направленные на разъяснение и принятие народом целей политического руководства в развитии государства и общества.

Пропаганда коммунистических идей и советского строя в сфере образования в исследуемый период становится необходимым и эффективным инструментом в руках государства для формирования нового поколения граждан, отличающегося массовым сознанием и воспринимающим мир по представляемым ему лекалам.

Скачивания

Metrics

PDF views
175
Dec 31 '23Jan 01 '24Jan 04 '24Jan 07 '24Jan 10 '24Jan 13 '24Jan 16 '24Jan 19 '24Jan 22 '24Jan 25 '243.0
|

Биографии авторов

Алексей Анатольевич Шмаков , Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

доцент кафедры военного учебного центра

Алим Маратович Абидулин , Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

кандидат исторических наук, доцент кафедры восточных языков и лингвокультурологии

Литература

Ромашина Е.Ю. Образ столицы как метафора национальной идентичности: российские азбуки и буквари 1900-1925 гг. // Гуманитарные ведомости Тульского гос. педагогического ун-та им. Л.Н. Толстого. 2020. № 3(35).

Ларин И.Н. Азбуки и буквари 1918-1930 гг. как инструмент распространения советской идеологии // Время науки. 2020. № 2.

Демидова Е.И., Захаров А.В., Ефимова Е.А. Формирование «советского человеческого капитала» в высшей школе в 1920-е гг. // Вестник архивиста. 2019. № 4.

Бригадина О.В. Четыре реформы советской системы высшего образования // Университетоведение: опыт и перспективы научных исследований и преподавания : материалы республиканской научно-практической конференции. Минск, 2021.

Хабибрахманова О.А. Революционное наступление на «свободу образования», или пролетарское прочтение общественных дисциплин в 1920-е годы: от замыслов до реализации // Вестник Чувашского ун-та. 2021. № 2.

Петаченко ГА. Усиление идеологической компоненты учебного процесса в советской высшей школе в 1920-х гг. // Вышэйшая школа: навукова-метадычны i публщыстычны часошс. 2021. № 2(142).

Журавлев А.А. Формирование кафедр гуманитарных и общественных наук в высшей медицинской школе в 1920-1930-х гг. (на примере 1-го Ленинградского медицинского института) // Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2014. Т. 21, № 4.

Ханова Т.Г. Разработка программ вузовской педагогики: интеграция идеологии и педагогической науки (1930-е годы) (к 110-летию Нижегородского педагогического ун-та им. К. Минина) // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 3(36).

Беляева Е.Ю. Новые подходы к преподаванию истории в советской России // Шаг в историческую науку : материалы XX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Екатеринбург, 2020.

Тихомиров Н.В. Отражение борьбы за новую концепцию истории СССР в программах курсов истории для вузов (1930-е гг.) // Вестник Марийского гос. ун-та. 2021. Т. 7, № 1(25).

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов 1917-1973 гг. М., 1974.

Сталин И.В. К первой Всесоюзной конференции пролетарского студенчества // Красная молодежь. 1925. № 5.

Программы для I и II ступени семилетней единой трудовой школы. М., 1921.

Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет (1917-1927). 2-е изд. М., 1927.

Сверчков И. Пионер. Л., 1925.

Букварь для северных народностей / сост. В.Г. Богомаз-Тан, С.Н. Стебницкий. М., 1927.

Зеленый шум : хрестоматия для трудовой школы. 3 и 4 годы обучения / сост. Е.Е. Соловьева, В.И. Волынская и др. М., 1925.

Воскресенский В., Павловская Р. Букварь для сельских школ грамоты. М., 1933.

Афанасьев П.О., Костин Н.А. Букварь. М., 1934.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Основы политико-просветительной работы. Т. 7. М., 1959.

Нам пишут. Голос окончившего // Красная молодежь. 1925. № 5(9).

Давно пора // Красное студенчество. № 21. 1930.

Опубликован
2023-12-29
Как цитировать
Шмаков А. А., Абидулин А. М. Формирование советской идеологии в школе и вузах в 1920-1930-х гг. в СССР // Известия Алтайского государственного университета, 2023, № 6(134). С. 44-48 DOI: 10.14258/izvasu(2023)6-07. URL: https://izvestiya.asu.ru/article/view/%282023%296-07.