Практика в педагогическом классе Барнаульской Первой женской гимназии в начале XX в.

УДК 94(571.150) ББК 63.3(2Рос-4Алт)

  • Евгений Дмитриевич Богданов Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Email: ficiricicicirici@mail.ru
  • Михаил Константинович Чуркин Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия) Email: proffchurkin@yandex.ru
Ключевые слова: повседневная жизнь, Сибирь, гимназия, образование, педагогические классы, урок

Аннотация

Модернизация, заключавшаяся в переходе от феодализма к капитализму в России пореформенного периода, оказала значительное влияние на образование. В связи с тем, что Российская империя была классической мир-экономикой с крупным городом в центре, в ней различалось развитие разных территорий. В Томской губернии, так же, как и в центре страны, находился крупный город — Томск, а менее крупные города таким же образом включали в свою сферу экономического и социокультурного влияния окружающие территории. Необходимость развития образования остро ставила вопрос о подготовке учительских кадров. С целью пополнения учительского корпуса в гимназиях организовывались педагогические классы. Особую актуальность они имели для Сибири, где в начале XX в. имелся всего один университет. Сохранившиеся в архивах документы дают представление об организации педагогической практики в восьмом классе Барнаульской Первой женской гимназии. В связи с этим актуально исследование данной темы на материалах данной гимназии. Сохранившиеся протоколы пробных уроков содержат информацию о требованиях, предъявляемых к учителям и ученицам педагогического класса. Опыт дореволюционных гимназий может представлять интерес и в наше время.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Евгений Дмитриевич Богданов, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

аспирант кафедры отечественной истории Института истории и международных отношений

Михаил Константинович Чуркин , Омский государственный педагогический университет (Омск, Россия)

доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории

Литература

Мамкина И.Н., Блинов А.В. Региональные модели управления образованием в императорской России: сибирский вариант. Чита, 2020.

Zhilkibaeva R.R. Everyday Life of the Peoples Teachers of the Russian Empire in the Second Half of 19th — Early 20th Centuries // Revista on line de Politica e Gestao Educational. Vol. 25. N Esp. 2. 2021.

Блинов А.В. Деятельность П.А. Словцова на посту визитатора сибирских учебных заведений // Вестник Томского гос. ун-та. 2021. № 7.

Гончаров Ю.М. Историческое развитие семьи в России в XVIII — начале XX в. // Преподавание истории в школе. 2001. № 7.

Гончаров Ю.М. Провинциальная женская гимназия: повседневность глазами учителя // Уральский исторический вестник. 2008. № 1 (18).

Кискидосова Т.А. Повседневная жизнь учащихся гимназий и прогимназий городов Енисейской губернии во второй половине XIX — начале XX в. // Научное обозрение Саяно-Алтая. 2012. № 1 (3).

Поляков Ю.А. Человек в повседневности (исторические аспекты» // Отечественная история. 2000. № 3.

Пушкарева Н.Л. Предмет и методы изучения «истории повседневности» // Этнографическое обозрение. 2004. № 5.

Гончаров Ю.М. Очерки повседневной жизни горожан Сибири второй половины XIX — начала XX в. Барнаул, 2014.

Литягина А.В. Светское просвещение и повседневная жизнь горожан Западной Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. Бийск, 2014.

Государственный архив Алтайского края (ГААК) Ф. 36. Оп. 2. Д. 155.

Шубкин Н.Ф. Повседневная жизнь старой русской гимназии. СПб., 1998.

ГААК Ф. 36. Оп. 2. Д. 82.

Опубликован
2022-07-12
Как цитировать
Богданов Е. Д., Чуркин М. К. Практика в педагогическом классе Барнаульской Первой женской гимназии в начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета, 2022, № 3(125). С. 13-17 DOI: 10.14258/izvasu(2022)3-01. URL: http://izvestiya.asu.ru/article/view/%282022%293-01.