Административно-силовые методы причисления старообрядцев к единоверию в Томской губернии

В.Н. Ильин

Аннотация


Используя архивные источники, автор рассматривает актуальную проблему условий распространения единоверия и, соответственно, условий перехода в него староверов. Единоверческая церковь была одним из распространенных способов борьбы государственной власти и официальной православной церкви с «развивающимся расколом». В XIX в. на территории Томской губернии удалось создать 13 единоверческих церквей. Однако зачисление старообрядцев в единоверческую церковь часто происходило насильственно. Также насильственным было и удержание в ней. Активное использование административно-полицейского аппарата позволяло местным чиновникам и служителям синодальной церкви быстро сформировать единоверческий приход, добиться служебного признания, почетных наград и государственной денежной премии. Единоверческая церковь должна была существовать в чуждой для нее системе казенного православия с ее «противораскольнической» парадигмой.  Единоверцы были ограничены в своих правах. Они тяготились своим двойственным статусом: и не никониане, и не старообрядцы. Соответственно, единоверие, вопреки ожиданиям властей, не получило большого распространения. На безусловных правах в единоверие вступила лишь незначительная часть старообрядцев.

DOI 10.14258/izvasu(2017)5-08


Ключевые слова


старообрядчество; единоверие; церковь; Томская губерния; церковный раскол; государство

Полный текст:

PDF

Литература


Беликов Д.Н. Томский раскол // Известия Императорского Томского университета. — Т. 18. — Томск, 1901.

Иванов К.Ю. Единоверие как способ борьбы со старообрядцами (на примере Томской епархии) // Культурное наследие Азиатской России. — Тобольск, 1997.

Государственный архив Томской области (ГАТО). — Ф. 234. — Оп. 1. — Д. 22.

Томская губерния. Список населенных мест по све дениям 1859 г. — СПб., 1868.

Из истории раскола в Томской губернии // Исторический вестник. — СПб., 1901.

Томские епархиальные ведомости. — 1884. — №21-22.

Отчет Братства Святителя Димитрия митрополита Ростовского в г. Бийске за 1887/8 гг., четвертый отчетный год // Томские епархиальные ведомости. — 1889. — №3.

Чудновский С.Л. Раскольники на Алтае (выдержки из дневника) // Северный вестник. — 1890. — №9.

Юновидов В. Краткий очерк состояния раскола и единоверия в Алтайской, Ануйской, Алейской, Шима-наевской, Владимирской волостях Бийского округа // Томские епархиальные ведомости. — 1887. — №1.

Раскол в томской епархии в 1895-6 гг. // Томские епархиальные ведомости. — 1897. — №17.

Записка, читанная Бийским отделением Братства св. Димитрия // Томские епархиальные ведомости. — 1889. — №22.

ГАТО. — Ф. 3. — Оп. 51. — Д. 148.

ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 2. — Д. 319.

Гонения на раскол в Западной Сибири // Неделя. — 1878. — №38.

ГАТО. — Ф. 170. — Оп. 2. — Д. 55.

Ильин В.Н. Антистарообрядческая политико-правовая парадигма Российской империи // Religion — Science — Society: Problems and Prospects of Interaction : Materials of the VI International Scientific Conference on November 1-2, 2016. — Prague, 2016.




DOI: http://dx.doi.org/10.14258/izvasu(2017)5-08

Метрики статей

Загрузка метрик ...

Metrics powered by PLOS ALM

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2017 В.Н. Ильин

Архив журнала с 1996 по 2016 гг. расположен на старой версии сайта по адресу: http://izvestia.asu.ru/ru/

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.

ISSN 1561-9443; ISSN (Online) 1561-9451