Эволюция языковой политики в системе образования Афганистана 1920-2010-е гг.
УДК 371 (581) ББК 74.04 (5Аф)
Аннотация
В статье рассматриваются процессы развития системы образования Афганистана с учетом эволюции языковой политики в 1920-2010-е гг. Показано, что многоступенчатая система образования в Афганистане сформировалась в 1920-1930-е гг. и окончательно закрепилась в 1960-е гг. Наиболее распространенным языком в делопроизводстве и сфере образования был дари. В статье выявлено, что пушту как язык государствообразующего этноса укрепляется в 1930-1940-е гг. С 1945 г. обучение в школах осуществляется на пушту и дари. На основе статистических данных доказано, что в 1960-е гг. сохранялась региональная и языковая дифференциация в школьном образовании. Анализ учебного расписания показал, что в учебном процессе много внимания уделялось языковой подготовке обучающихся, а именно изучению пушту/дари, арабского, иностранного языков. Правительство Народно-демократической партии в 1980-е гг. пыталось ввести обучение на узбекском и туркменском языках в местах локального проживания этих групп. В статье показано, что после прихода к власти правительств Х. Карзая и А. Гани, согласно Конституции 2004 г., официальными языками признавались пушту и дари, при этом усиливался статус языков отдельных этнических меньшинств, в том числе и в системе образования, что свидетельствует о стремлении правительства придать равноправный характер языковой политике.
Скачивания
Metrics
Литература
Акимбеков С.М. Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. 399 с.
Шарифов Р.Я. История традиционного и современного образования в Афганистане : монография. Душанбе : Таъминотчи, 2018. 320 с.
Бойко В.С. Проблемы и противоречия модернизации в Афганистане в XX - начале XXI в.: очерки альтернативных стратегий и практик развития. Барнаул : АлтГПУ, 2017. 140 с.
Baiza Ya. Education in Afghanistan: Development, Influences and Legacies since 1901. London: Routledge, 2013. 333 p.
Samady Saif R. Education and Afghan Society in the Twentieth Century / UNESCO, Education Sector. Paris, November 2001. // Internet Archive is a Non-Profit Library of Millions of Free Books, Movies, Software, Music, Websites, and More. URL: https://archive.org/details/azu_acku_pamphlet_la1081_ s36_2001 (дата обращения: 14.06.2024).
Окимбеков УВ. Население Афганистана: динамика численности, состав и этнические конфликты на этнической почве // Труды Института востоковедения РАН. 2019. №26. С. 307-345.
Дворянков Н.А. Язык пушту. М. : ИВЛ, 1960. 91 с.
Паничкин Ю.Н. Пуштунское движение в Северо-Западной пограничной провинции (первая половина XX в.) // Восток. Афро-азиатские сообщества: история и современность. 2001. №6. С. 45-55.
Сатцаев Э.Б. Ираноязычные народы: лингвистическая классификация и языковая ситуация // Известия Се-веро-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований. 2019. №32 (71). С. 61-72. DOI: 10.23671/ VNC.2019.71.31172.
Mid-Decade Review of Progress towards Education for all in Afghanistan. Report Prepared for UNICEF Afghanistan Program Office and Ministry of Education of the Islamic State of Afghanistan by Allen van Kalmthout Consultant. 7 July 1995. // Internet Archive is a Non-Profit Library of Millions of Free Books, Movies, Software, Music, Websites, and More. URL: https://archive.org/details/azu_acku_pamphlet_la1081_ k35_1995/page/n53/mode/2up (дата обращения: 03.09.2024).
Бакташ М. А., Джавид К. А., Хашматулла М. Языковая политика в Афганистане // Вопросы политологии. 2021. Вып. 4(81). Т. 11. С. 1267-1274. DOI:10.35775/ PSI.2021.68.4.035.
Сейерстад О. Книготорговец из Кабула. СПб. : Амфора, 2007. 334 с.
Bakhshi P. Unpacking Inclusion in Education: Lessons from Afghanistan for Achieving SDG4/ UNESCO, 2020, Global Education Monitoring Report Team. // Digital library UNESDOC. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373690 (дата обращения: 22.06.2024).
Constitution of Afghanistan. Ratified 26 January 2004 // The Embassy of Islamic Republic of Afghanistan in Warsaw. URL: https://www.afghanembassy.com.pl/afg/images/pliki/TheConstitution.pdf (дата обращения: 28.06.2024).
World Data on Education. Islamic Republic of Afghanistan. 7th edition. 2010-2011 // International Bureau of Education UNESCO. URL: https://www.ibe.unesco.org/sites/default/files/Viet_Nam.pdf (дата обращения: 26.06.2024).
اه شرازگ [Отчеты] // Ministry of Education of Afghanistan. URL: https://moe.gov.af/ps/%D8%B1%D8%A7%D9% BE%D9%88%D8%B1%D9%88%D9%86%D9%87 (дата обращения: 15.07.2024).
Afghanistan: Education Equity Profile for Adolescent Girls. Barriers to Education for Adolescent Girls in Afghanistan, and Policies and Strategies to Address Them. UNISEF. December 2019. 16 p. // UNICEF for every child. South Asia. URL: https://www.unicef.org/rosa/reports/afghanistan-education-equity-profile-adolescent-girls (дата обращения: 26.06.2024).
National Education Strategic Plan for Afghanistan 1385-1389. Islamic Republic of Afghanistan, Ministry of Education. 128 p.
موس تسنا یلا ۷ فنص ناملعم یارب ناسل یلاع یاه تراهم و هیفارغج ،خیرات ،ینید مولع یشزومآ داوم [Учебные материалы, религиоведение, история, география и продвинутые языковые навыки для учителей 7-8 классов. INSET III] // Ministry of Education of Afghanistan. URL: https://moe.gov.af/sites/default/files/2020-03/Combain%20_ Islamic%2C%20History%2C%20Geo%2C%20Language_%20 7-8%20Inset_%20III%20update%20.%2027.pdf (дата обращения: 5.07.2024).
Copyright (c) 2024 Юлия Николаевна Цыряпкина

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.