Массовая культура и художественные традиции в искусстве книжной графики Алтая

  • А.Н. Некрасова Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Email: anot82@mail.ru
Ключевые слова: массовая культура, художественная традиция, книжная графика, алтайская школа графики

Аннотация

В статье проводится анализ массовой культуры с целью определения места художественной традиции в «среде потребления», рассматривается традиция книжной графики на Алтае, раскрываются понятия «массовая» и «художественная продукция». Автор обращается к проблеме востребованности искусства в XXI в. на примере иллюстраций к «художественной» и «массовой» книге. Индустрия досуга рассматривается в историческом контексте, осмысляются основные черты этого явления, его масштабность в современном обществе. В тексте идет речь о том, что массовое производство эксплуатирует область культуры по причине универсальной всеобщей ценности этого феномена и факт существования индустрии досуга не является свидетельством кризиса культуры. На примере книжного искусства мы наблюдаем, что такое явление, как элитарное искусство, развивается параллельно, не уступая позиций массовому производству. Есть образцы книжного искусства в настоящее время, которые соответствуют всем художественным критериям. Образцы книжного искусства широко представлены на Алтае в творчестве художников-графиков, следующих традиции, заложенной в XX в. Однако при этом наличествует большое количество шаблонной продукции. Один из важных вопросов современности: как провести границу и преодолеть противоречия между системой ценностей художественной и массовой культуры, между творческой деятельностью и «конвей-ерностью»? Основная мысль исследования заключается в том, что технологическое производство никогда не заменит рукотворного творчества, и единственный путь гармоничного сосуществования - это подчиненная роль первого второму.

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-24